Япония всегда считалась страной, практически 100% населения которой составляют этнические японцы. Она является моноэтническим государством, в котором даже процент иммигрантов ниже, чем в большинстве стран. Однако мало кому известно, что на Хоккайдо, самом северном и самом ближнем к России острове японского архипелага, проживает немногочисленная народность — айны. Об их культуре, истории и положении в японском обществе и пойдет речь в данной статье.
Мало что можно сказать точно об этом народе. Их культура, нравы, обычаи, история и происхождение не сильно интересуют кого-либо, кроме самих айнов. Хотя известно, что некогда они заселяли всю территорию нынешней Японии, то есть, по сути, являются коренным населением архипелага. Около 3000 лет до нашей эры на его территорию начали переселяться народы Юго-Восточной и Восточной Азии, которые позднее, ассимилировавшись, образовали японский этнос. Пришлым племенам было тесно рядом с аборигенами, поэтому постепенно айнов, которые были менее цивилизованы и агрессивны, начали теснить на север. После того как «мигранты» образовали первое государство Ямато, начался период постоянных войн с эмиси (такое название народу айнов дали японцы), в которых те проигрывали. Спасаясь, айны переселялись не только на самый север архипелага, но и на территорию Сахалина и Камчатки. Со временем война с эмиси прекратилась, и они, уже в значительно меньшем количестве, стали проживать на острове Хоккайдо, где и обитают до сих пор.
Доподлинно неизвестно, к какой группе народов относятся айны и откуда они пришли, однако очевидно, что они сильно отличаются от японцев внешне.
Они ниже ростом, шире в плечах, имеют рыжие волосы и густые бороды, чего не бывает у японцев. Судя по традиционным костюмам и орнаментам, их культура больше схожа с народами Сибири, нежели Дальнего Востока. Верования айнов близки к языческим: они верят в то, что у каждого предмета есть свое божество, поэтому культура этого народа основана на религиозных ритуалах. Как гласит информация на официальном сайте музея айнов: «Бог есть во всем: бог дома, бог огня, бог окон, бог очага, бог дверей и бог двора, бог гор и морей, бог охоты, бог лодок, бог медведей и орлов и другие». Наибольшую известность получил обряд поклонения айнов медведям, поэтому в Саппоро (столица префектуры Хоккайдо) в любой сувенирной лавке продаются медведи всех размеров и видов. Согласно представлениям айнов, зверь является связующим звеном между людьми нашего мира с духами предков. Ежегодно проводится фестиваль медведей, возникший на основе обряда Иёмантэ – убийство медведя. В конце зимы, когда все они находятся в своих берлогах, айны отыскивали ту, в которой спят медведица с медвежонком. Мать убивали, а малыша забирали к себе и заботились о нем. Однако через некоторое время, когда медвежонок подрастал, его убивали, а мясо употребляли в пищу. Столь жестокий ритуал проводился по той причине, что медвежонок считался духом предка, спустившегося на землю в обличье зверя, дабы убедиться, что у его потомков все благополучно. Чтобы помочь ему вернуться обратно в царство духов, медвежонка необходимо убить, тогда предок вернется домой и оставит после своего пребывания на земле ценный подарок – множество мяса, которое является неотъемлемым ингредиентом кухни айнов.
К сожалению, не многое известно о культуре этого народа, да и почти не осталось его представителей. Те же, кто остался, не хотят признавать своей национальной принадлежности. Почему же?
После того как закончились войны с эмиси, и айны ушли на север, правительство Японии предоставило им некоторую свободу. Они имели право проводить свои ритуалы, ходить в народных платьях, заниматься скотоводством и жить в мире и согласии. Надо сказать, что мало кто хотел навещать дикий народ, хотя бы потому, что климат Хоккайдо, близкий к Российскому, для японцев слишком суров. Таким образом, айны были законсервированы на протяжении всего периода Эдо (1603- 1868 гг.), когда и сама Япония была закрыта и не имела контактов с внешним миром. Однако все изменилось с началом европеизации страны в конце 19 века. С этого момента айнов насильственно начали ассимилировать: заставляли надевать европейское платье, стричь бороды, многих переселили с Хоккайдо на другие острова. Тем не менее, стать полноценными членами японского общества они не могут до сих пор.
Несмотря на то, что Япония – развитое государство, имеющее одну из передовых экономик мира, внутри общества по сей день остаются некоторые формы классового неравенства, сохранившиеся с эпохи Эдо. В то время такие занятия как выброс мусора, забой животных или дубление кожи считались «грязными», поэтому достойные люди не могли заниматься подобным ремеслом, но и такую работу необходимо было кому-то выполнять. Таким образом появился класс буракумин – низший слой общества, который испытывал крайние формы дискриминации по отношению к себе: им нельзя было заниматься ремеслом, кроме самого грязного, жениться на людях из других классов, чаще всего, они даже образовывали отдельные поселения. К таким людям стали причислять и айнов, когда начался процесс их социализации. Однако и по сей день многие из них чувствуют неравноправие по отношению к себе. Им невозможно устроиться на работу, будущий супруг, узнав, что его вторая половинка – айну, скорее всего, уже не женится, с детьми айну не хотят общаться в школе, а бывают даже случаи того, что они учатся отдельно от других детей. Очевидно, что история и культура айнов практически позабыта. Лишь в 1997 году впервые был признан не только факт существования такого народа на территории Японии, но и уникальность его культуры. Необходимо добавить также, что в настоящее время, согласно официальной переписи правительства Японии, на ее территории проживает около 25 тысяч айнов, однако на самом деле их гораздо больше. Многие айны не хотят признавать свою национальную идентичность, так как по сей день продолжают бояться и ощущать дискриминацию.
Анастасия Федотова