Буквально на днях в различных регионах Индонезии от Суматры до Сулавеси прошли массовые акции протеста против одной из самых активных исламистских общественных организаций в Индонезии, “Фронта защиты ислама” (ФПИ). Эти события вызвали настолько широкий резонанс в обществе, что стали одной из главных тем в СМИ, аналитики заговорили о серьезных изменениях в исламской мысли Индонезии, а некоторые общественные деятели заявили о готовности перейти к силовому конфликту, если позиция правительства останется мягкой по отношению к радикальным объединениям. Находится ли общество Индонезии на пороге гражданской войны?
“Фронт защиты ислама”: идеология и деятельность организации
Итак, “Фронт защиты ислама” (ФПИ) – это индонезийская общественная организация, которая была основана 17 августа 1998 года исламским деятелем по имени Мухаммад Ризик Шихаб. Целью ФПИ является “всеобъемлющее внедрение шариата посредством осуществления проповедей, внедрения исламской политико-правовой доктрины и опыта джихада”. Организация позиционирует себя как союзницу силовых структур государства, которая призвана отслеживать грехи и пороки общества, и многие высокопоставленные военные и полицейские поддержали основание организации и оказывали ей финансовую поддержку.
Однако, говоря в СМИ о неприятии демократии как формы политической организации общества, представители ФПИ не упоминают о своей официальной доктрине, а ссылаются на Панча Сила (национальная идеология Индонезии). Обратимся к интервью, опубликованному BBC Indonesia 20 января 2017 г., с одним из улама данной организации по имени Мисбахул Анам, где последний заявляет:
“Индонезия – не страна демократии, это страна обсуждений… в 4-ом принципе Панча Сила говорится о политике консультаций и представительства… Да, они говорят, что это демократическая страна, но мы не принимаем этого. Демократия сильно отличается от политики обсуждений. Демократия – это “один человек – один голос”. Демократия – это когда мой голос, как исламского деятеля, приравнивается к голосу водителя велотакси. Когда голос профессора приравнивается к голосу человека, который не учился в школе. Когда голос министра приравнивается к голосу крестьянина. Это демократия. А вот в обсуждениях могут участвовать те, у кого есть знания и то, что будет обсуждаться, необязательно будет утверждено и принято”.
Другими словами, представители ФПИ, выступая против демократии, публично стараются показать свою приверженность основным принципам государства и не упоминают о том, что на самом деле они ратуют за введение законов шариата.
Изначально деятельность ФПИ ограничивалась рейдами активистов в ночные клубы и бары, а также акциями протеста против любых проявлений гомосексуальной культуры. Однако по мере расширения своей деятельности ФПИ стал притеснять христиан и бадавитов (суфийский тарикат). Так, под давлением ФПИ было закрыто 23 церкви в г. Бандунг на Западной Яве (2005 г.), а также активистами этой организации было совершено нападение на прихожан церкви в г. Бекаси на Западной Яве (2010 г.). Предположительно, ФПИ стоит за нападением на бадавитов в поселении Негласари на Западной Яве (2005 г.), а также на мечеть бадавитов ан-Нушрат в Макассаре (2011 г.), и за многими другими проявлениями насилия по отношению к представителям этого религиозного течения.
Одной из самых резонансных акций ФПИ стал так называемый “Инцидент в Монасе”. Так индонезийские СМИ прозвали беспорядки, которые произошли во время акции, проводимой "Национальным Альянсом за свободу вероисповедания и религии" (АККББ) на территории Национального Монумента (Монаса) 1 июня 2008. Как только началась акция, на ее участников тут же напали люди с опознавательными знаками ФПИ. Они принялись избивать членов акции, ломать аппаратуру и жечь баннеры. В результате нападения 14 человек было ранено, 9 их них госпитализировано.
Однако именно события 2016 и начала 2017 годов, связанные с деятельностью ФПИ, вызвали широкую волну возмущения не только среди десятков общественных организаций и духовных лидеров Индонезии, но и среди представителей силовых структур, которые стоят за теми или иными общественными организациями.
Все началось с того, что ФПИ заявил в полицию на губернатора Джакарты, Басуки Чахая Пурнама (также известен под прозвищем Ахок). 27 сентября 2016 года Ахок выступил с речью в Округе Тысячи Островов, где сослался на стих из Корана (на 5 суру Корана Аль-Маида, 51 аят). ФПИ и Совет Улама Индонезии обвинили губернатора Джакарты в оскорблении ислама, так как он, якобы, процитировал стих из Корана в политических интересах. Сам Ахок заявил, что его слова были вырваны из контекста, а позже он принес свои извинения всем, кому его слова показались оскорбительными.
Несмотря на это, примирения не произошло, и 14 октября тысячи людей из различных общественных исламских организаций устроили акцию протеста перед мэрией Джакарты. 4 ноября протестующие снова вышли на улицу, и протест принял небывалый размах: по самым грубым подсчетам на нем присутствовало от 75 000 до 100 000 человек при участии главы ФПИ, Ризика Шихаба, и нескольких членов Совета народных представителей (одна из двух палат высшего законодательного органа Индонезии), таких как Фахри Хамза и Фадли Зон (заместители председателя СНП). Протестующие требовали, чтобы Ахока судили и дали ему тюремный срок. Акция проходила в спокойном режиме до вечера, но потом часть митингующих вступила в столкновение с полицией перед Дворцом Независимости, который является официальной резиденцией Президента Республики Индонезии. Беспорядки были и в других частях города, но полиции удалось их быстро пресечь. ФПИ открыто выступил против президента Индонезии, Джоко Видодо, и назвал его главным провокатором беспорядков, так как он не вышел к толпе, которая требовала встречи с ним. Следует отметить, что такие широкомасштабные выступления – редкое явление для столицы, и, безусловно, они являются индикатором растущего влияния ФПИ.
Начиная с этого времени, Ризик Шихаб регулярно становится фигурантом различных уголовных дел, и его периодически вызывают в полицию для проведения допросов. Каждый раз его появление в здании полиции сопровождается широкомасштабными демонстрациями со стороны ФПИ. Так было 12 января 2017 г., когда Ризик Шихаба вызвали на допрос в главное полицейское управление Западной Явы, а после произошло столкновение между членами ФПИ и “Движением нижнего класса Индонезии” (ГМБИ), одной из общественных организаций Западной Явы. Аналогичное событие произошло 23 января 2017 г. во время очередного допроса Ризик Шихаба, после того как он заявил, что на одной из новых банкнот, выпущенных Банком Индонезии, присутствует символ серпа и молота (коммунизм как идеология официально запрещен в Индонезии). Активисты ФПИ устроили демонстрацию перед главным управлением полиции в Джакарте и требовали освободить их лидера. Следует отметить, что лозунги, появляющиеся на акциях протеста ФПИ, становятся все радикальнее. Так, 26 января 2017 года был очередной митинг, на котором члены ФПИ выступили против того, чтобы их лидеру как исламскому богослову предъявлялись какие-либо обвинения, а также несли плакаты с надписью “Готовы воевать, если ФПИ распустят”.
Реакция общественности на действия “Фронта защиты ислама”
В свою очередь многие общественные организации Индонезии, не разделяющие взглядов ФПИ и не желающие отмалчиваться, провели массовые акции протеста против деятельности этой радикальной группы.
19 января 2017 года в г. Бандунг тысячи людей требовали роспуска ФПИ. Эта акция протеста произошла ровно спустя одну неделю после того, как между общественной организацией “Движение нижнего класса Индонезии” (ГМБИ) и ФПИ произошли столкновения. В демонстрации приняли участие различные общественные объединения, исламские деятели из Западной Явы, а также члены семьи первого президента Индонезии, Сукмавати Сукарнопутри и Тото Сурьяван. В своей речи Сукмавати “призвала жителей Западной Явы в частности и жителей Индонезии в целом встать на защиту Панча Силы и унитарного государства Республика Индонезия”.
10 января 2017 г. около 100 человек из различных молодежных общественных организаций и студентов провели акцию протеста против присутствия ФПИ и Национального Движения Защитников Фетвы Совета Улама Индонезии (ГНПФ-МУИ) в г. Баликпапан, Восточный Калимантан. А уже 22 января 2017 г. сотни людей из 38 общественных организаций выступили с акцией протеста против присутствия ФПИ в этом городе. 20 января 2017 г. сотни жителей Центрального Калимантана в г. Паланкарая вышли на улицы с просьбой распустить ФПИ, так как они считают, что деятельность этой организации подрывает целостность унитарной Республики Индонезия.
23 января 2017 сотни студентов-мусульман в г. Манадо, Северный Сулавеси, устроили шествие и “потребовали, чтобы Министерство по делам религий не попустительствовало деятельности радикальных группировок, так как они используют ислам в своих собственных интересах, а их позиция не отражает истинных ценностей ислама”.
В середине февраля 2016 года несколько общественных организаций в округе Баньюмас, Центральная Ява, выступили против планов размещения представительства ФПИ на своей территории. 20 января 2017 г. глава представительства Нахдатул Улама г. Денпасар заявил, что не хочет видеть ФПИ на Бали. Акции протеста также прошли в городах Сурабая (январь 2017) и Медан (декабрь 2016).
Следует отметить, что митинги против ФПИ – не новое явление в Индонезии. Раньше они проходили в г. Паданг, Западная Суматра (ноябрь 2013), г. Самаринда, Восточный Калимантан (август 2014), г. Демак, Центральная Ява (май 2014 года), и г. Тулунгагунг, Восточная Ява (октябрь 2014 года).
Как мы видим, акции протеста против ФПИ охватили многие регионы Индонезии, причем мусульмане также вышли на улицы, выражая свое несогласие с позицией вышеупомянутой радикальной группировки. Индонезийское общество чтит официальный девиз государства: “Единство – в многообразии”, – и боится, что своими действиями такие объединения, как ФПИ, могут внести раскол в общество и даже поставить под угрозу целостность государства. И хотя официально ФПИ признает и поддерживает конституцию Индонезии и Панча Сила, но фактически действия её активистов говорят об обратном.
Несмотря на резкое неприятие во многих регионах, радикальные организации не собираются отступать. Глава ГНПФ-МУИ в г. Баликпапан, Абдул Раис, заявил, что требования протестующих против ФПИ "не имеют оснований", так как организации могут осуществлять свою деятельность пока “все процедуры и условия, предусмотренные законом, соблюдаются”. Он также заявил, что свобода организаций, собраний и выражения мнения закреплена в конституции 1945 года.
Сама ФПИ заявляет, что эти все новости о протестах против нее – “негативный ярлык со стороны светских СМИ” с целью “воздействия на общество, которое приветствует деятельность ФПИ и благодарно за то, что организация борется с проявлениями греха”. По мнению ФПИ, несмотря на выступления идейных противников, Ризик Шихаб все равно может появляться на мероприятиях в городах, где прошли протесты.
Позиция умеренных исламских общественных организаций
Две крупнейшие и наиболее авторитетные исламские организации Индонезии, Нахдатул Улама (НУ) и Мухаммадья, относящиеся к “умеренному” лагерю, не выглядят больше главными игроками на сцене исламской общественной мысли и создается впечатление, что их серьезно потеснили организации радикального толка.
Ахмад Сахал, член Нахдатул Улама, заявил, “что на самом деле, что касается активности не только в социальных медиа, но и в повседневной жизни в целом, Нахдатул Улама и Мухммадья недостаточно решительны, недостаточно агрессивны, недостаточно активны”. По его мнению, деятельность НУ и Мухаммадья часто меркнет на фоне активности радикальных организаций, таких как Хизб ут-Тахрир и ФПИ. По мнению Ахмада Сахала, “Нахдатул Улама и Мухаммадья всегда будут востребованными, если смогут стать реальной альтернативой радикальному исламу, который представляют ИГИЛ, Аль-Каида и другие подобные организации”.
“Нахдатул Улама и Мухаммадья все еще остаются ведущими организациями в сфере социальных услуг, таких как образование и здравоохранение, но они больше не имеют прежнего веса в вопросе религии”, сказал Ахмад Наджиб Бурхани, исследователь из Института Наук Индонезии (ЛИПИ).Тем не менее, по его мнению, Нахдатул Улама и Мухаммадья – важные составляющие мусульманского общества в Индонезии, и без этих организаций Индонезию может накрыть волна экстремизма, как это произошло с государствами на Ближнем Востоке.
Что будет дальше?
Разобравшись с вопросом “Кто виноват?”, осталось понять, что нужно сделать, чтобы избежать социальных потрясений и конфликтов.
Очевидно, что акции протеста со стороны радикальных организаций были восприняты как явный индикатор смены ориентиров ислама в Индонезии в радикальную сторону, который долгое время до этого относили к категории “умеренного”.
Если попытаться кратко сформулировать угрозы, с которым столкнулась Индонезия, то можно выделить следующие:
Во-первых, как уже упоминалось выше, ФПИ и прочие радикальные исламистские организации ставят под угрозу политическую и социальную стабильность, нарушают основные принципы государства и провоцируют противостоящие им организации на конфликт. Председатель одного из молодежных движений Калимантана, Якут Холил Коумас, довольно четко сформулировал витающее в воздухе настроение людей, которые категорически не разделяют позицию радикальных исламистов. Он попросил правительство серьезно отнестись к контролю за радикальными общественными организациями. По мнению Якута Холила, если на действия радикальных общественных организаций будут смотреть сквозь пальцы, то это может породить еще больший конфликт, где “общество будет вынуждено действовать самостоятельно”, а “терпение у друзей организации”, во главе которой стоит Якут Холил, “заканчивается”. Теоретически, существует угроза конфликта между различными политическими силами, которая, если рассматривать самый негативный сценарий, может перерасти в гражданскую войну.
Во-вторых, ФПИ представляет собой прямую угрозу системе национальной безопасности Индонезии ввиду укрепления её связей с различными террористическими группировками по всему миру. “Фронт защиты ислама” входит в состав организации “Совет моджахедов Индонезии” (ММИ), которая представляет собой объединение различных исламистских группировок Индонезии. Абу Бакар Баашир, основатель самой известной террористической группировки “Джемаа Исламийя” и основатель “Совета моджахедов Индонезии”, возглавлял эту организацию вплоть до 2011 года, пока не был обвинен в пособничестве терроризму и осужден. В 2014 году Абу Бакар Баашир присягнул на верность Абу Бакр аль-Багдади, лидеру ИГИЛ, и это подчеркивает опасную связь между ФПИ и ИГИЛ (деятельность организации запрещена на территории РФ).
Правительство планирует начать борьбу со сложившейся угрозой законодательным путем и хочет пересмотреть действующий закон No. 17/2013 по массовым организациям для того, чтобы расширить определение понятий, которые противоречат принципам Панча Сила, и таким образом получить правовое основание для роспуска и запрета определенных организаций.
Однако роспуск такой организации, как ФПИ, может усугубить ситуацию. Дело в том, что сейчас ФПИ – публичная организация, которая имеет свою иерархию, спикеров, веб-сайт, что существенно облегчает работу разведывательных служб. Если организация уйдет в подполье, то отслеживать деятельность радикальных исламистов станет сложнее, а наиболее активная часть организации, почувствовав себя ущемленной в своих правах, может влиться в состав существующих террористических группировок или сформировать свою собственную группировку. Предпосылки к этому уже существуют: как уже было упомянуто выше, активисты ФПИ послали сигнал индонезийским властям, что, если их организацию распустят, они готовы взяться за оружие и начать боевые действия. Необходим более комплексный подход к разрешению сложившейся проблемы, который включил бы в себя: законодательные меры, создание системы сдержек и противовесов путем активизации деятельности “умеренных” исламских организаций, оперативное реагирование на правонарушения и преступления со стороны радикальных группировок, но самое главное – выявление и пресечение политической и финансовой поддержки исламистских организаций со стороны высокопоставленных представителей силовых структур и правящих кругов.
Александр Илюточкин