В Индии не существует более грандиозного и значимого празднества, чем свадьба. Главную роль в вопросах брака, однако, редко играют сами молодожены — ответственность за выбор партнера в большинстве случаев ложится на плечи родителей, ведь этот выбор определяет будущий социальный статус и материальное положение их детей.
Несмотря на то, что деление на касты официально запрещено, негласно кастовая система продолжает править институтом брака. Высококастовые индийцы особенно тщательно подбирают будущих супругов для своих детей, ибо от этого зависит кастовая чистота следующего поколения. Более того, в среде наиболее состоятельных граждан браки являются способом слияния огромных капиталов и корпораций, что в конечном счете оказывает достаточно сильное влияние на экономику страны.
Некоторые родители начинают подбирать кандидатуру практически сразу после рождения ребенка, но в целом подобное поведение сегодня рассматривается как крайность, равно как и ранние браки, хотя они еще встречаются в деревнях. Однако даже сегодня браки по любви заключаются только с согласия родителей, это не свободный выбор партнера исключительно на основании чувств — обязательно учитывается социальный и материальный статус будущего супруга. Индийцы именуют такой союз self-arranged marriage, так что реальная ситуация в области любовных отношений далека от бесконечного романтического драматизма болливуда. Не зря в Индии огромной популярностью пользуются веб-сайты по поиску второй половинки. Например, индийский сайт shaadi.com («shaadi» на хинди означает «свадьба») является крупнейшим мировым сайтом по поиску супруга/супруги.
В прошлом же традиции были несколько иными. Согласно мифологии, упанишадам, эпосу и другим древнейшим источникам, были распространены браки двух типов: сваямвара и гандхарва. Сваямвара был уделом скорее девушек княжеских и царских кровей. В назначенное семьей девушки время к ним в дом съезжались подходящие кандидаты, между ними могло устраиваться какое-либо соревнование в ловкости и силе, либо девушка просто выбирала кандидата, надев на него цветочную гирлянду. Подобным образом в России будущую супругу выбирали цари. Брак под названием гандхарва представлял собой нечто схожее с современным союзом по любви, однако все обстояло несколько интересней. Этот брак вступал в силу между парой, имеющей обоюдные чувства друг к другу, после времени, проведенного вместе. То есть ночи между любовниками было достаточно, чтобы брак был признан, и не требовалось никаких свидетелей. Конечно, такой брак был не очень-то в почете в народе, но все же считался легитимным.
Свобода женщин сошла на нет во времена правления раджи Ману, который в одном из своих законов написал такие слова: «В детстве девочке полагается быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо женщина никогда непригодна для самостоятельности». С этого момента (законы Ману датируются примерно II веком до н.э.) Индия и пошла по кривой дорожке излишней патриархальности. Касты стали еще более замкнутыми, а женщины бесправными, тогда же начали заключаться и ранние браки.
Конечно, сейчас ситуация несколько исправилась благодаря эмансипации женщин, а также росту уровня образованности. Тем не менее брак по договоренности является в Индии нормой. Более того, считается, что такой брак крепче и стабильней. К слову сказать, в стране невероятно маленький процент разводов — лишь 1,1%, в то время как, например, в США эта цифра составляет 53%, а в России 51%.
Поисками супруга для девушки семья начинает заниматься, когда девушка завершит свое образование; партнершу для молодого человека начинают искать, когда он найдет достойную постоянную работу. Поисками занимаются матери и многочисленные тетушки. Предположим, свахи нашли подходящую по социальному статусу кандидатуру, но на этом поиски не заканчиваются: будущие супруги также должны подходить друг другу по гороскопу, без согласия звезд в Индии брак не заключить. Свахи обмениваются портфолио своих подопечных, к которым прилагается личный астрологический календарь. Дома молодые, возможно, будущие жених с невестой, просматривают портфолио и выносят свой вердикт: хотят они встретиться и провести «смотрины» или нет.
Происходят смотрины следующим образом. Родители жениха вместе с самим холостяком приходят в дом к невесте. Поначалу родители с обеих сторон задают друг другу формальные вопросы, с целью узнать друг друга получше, после чего наступает самый драматичный момент вечера — девушка, одетая в лучший национальный костюм из своего гардероба, выходит с чаем и угощениями. После встречи родители заискивающе интересуются у детей: «Ну как?». Конечно, молодые после первого свидания вправе отказаться от предложенного кандидата, если им уж совсем не по нраву выбор родителей. Тем более, что обе семьи догадываются, что они не единственные кандидаты на примете. Однако это не принято обсуждать, ибо всем ясно, что выбирать нужно из нескольких вариантов. Если же обе стороны согласны, родители созваниваются и договариваются о дате помолвки, с этого момента брак считается почти решенным делом.
На помолвке в Индии так же, как и у нас, принято обмениваться кольцами. Свадьба чаще всего назначается приблизительно через год после этого знаменательного события, так как она требует тщательной подготовки, кроме того этот год оставляет молодым время подумать — отказаться от свадьбы все еще можно, хотя и сложно.
После помолвки будущим молодоженам разрешается ходить на свидания, дабы развить некоторые романтические чувства. В деревнях такое и по сей день считается излишней вольностью. Как уже можно догадаться, родители и шага не могут сделать, не обговорив все детали будущей свадьбы с астрологом — точные дата и время, благополучные именно для данной пары, назначаются согласно личным гороскопам молодоженов. Астролог может вообще сказать, что, согласно звездам, этому браку не бывать. В таком случае существует два выхода: признать несовместимость партнеров и смириться или же совершить различные ритуалы, чтобы задобрить звезды. Конечно, идеальные пары находятся редко, почти всем родителям так или иначе приходится в какой-то мере задабривать звезды, и этим нещадно пользуются современные астрологи, чей бизнес в Индии, по всей видимости, всегда будет прибыльным.
После назначения даты свадьбы начинается непосредственная подготовка. Чаще всего всем занимается семья со стороны невесты, они несут, в том числе, непосильную подчас ношу оплаты всего празднества, которое продолжается, как правило, 3 дня. Семья жениха покупает для будущей невесты свадебный наряд, который тоже, конечно, является дорогим удовольствием, так как свадебные наряды в Индии всегда делаются вручную, чем и обеспечивается уникальность каждого, но эти траты ничто по сравнению с оплатой всей свадьбы. Поэтому рождение девочки в семье, особенно у небогатых людей, которые, тем не менее, должны устроить невероятный праздник на грани своих возможностей, до сих пор считается несчастьем, тем более, что необходимо также давать приданое. На сегодняшний день требовать приданое с семьи невесты в Индии запрещено законом, однако негласно семья жениха все же ожидает даров, причем существенных, и отказываться от них не станет. В общем, семье жениха значительно проще: нужно лишь найти подходящую девушку, а потом еще и ждать за это подарков.
За день до свадьбы в доме жениха и невесты совершают различные ритуалы. Чаще всего это происходит в кругу близких родственников, иногда в дом невесты приглашаются все желающие женщины и девушки, и устраивается своего рода девичник. Жениха и невесту (каждого в своем доме) омывают водой, затем обмазывают топленым маслом и куркумой, делают это обязательно замужние женщины. Три этих вещества-субстанции являются ключевыми во многих индийских ритуалах, потому что считаются «чистыми» и способными очищать — ведь на следующий день жизнь молодых начнется с чистого листа.
После таких «банных процедур» девушке на руки и на ноги наносят замысловатые узоры хной — мехенди, важный элемент наряда невесты. В целом мехенди в Индии наносят по любому поводу, но узоры на руках невесты отличаются особым изяществом и сложностью. Зачастую в этот узор вплетается и имя жениха, которое ему предстоит отыскать в день свадьбы. Более того, считается, что чем темнее стала хна на следующий день, тем больше любовь жениха. Пока девушке наносят хну, вокруг нее сидят многочисленные родственницы и дают советы будущей жене. Простые узоры также могут нанести всем желающим гостьям. Все это сопровождается песнями, танцами и всеобщим весельем. Хна может держаться на руках до двух недель, поэтому существует такая милая традиция, что пока хна не смылась с рук молодой жены, она имеет право не работать по дому.
В южной Индии существует еще одна предсвадебная традиция. Жених должен проехать перед свадьбой по городу на открытой машине, с шумом и помпой, чтобы все знали, что этот парень теперь женится, и в случае чего могли прийти и рассказать что-нибудь пикантное семье невесты. Такая традиция имеет схожую функцию с христианской, когда священник спрашивает на церемонии, есть ли у кого-то возражения.
Прежде чем говорить о самом индийском свадебном ритуале, необходимо отметить, что Индия не представляет собой единого культурного пространства, традиции разнятся не только от региона к региону, но и внутри общин. Все сказанное выше в первую очередь относится к индуистской свадьбе, традиции схожи у джайнов и сикхов, а у индийских мусульман и христиан все организуется иначе. Разительнее всего традиции расходятся между севером и югом в связи с коренными различиями этносов, проживающих на этих территориях. Ритуалы, описываемые далее, в большей степени характерны для индуистов северной Индии.
Сам ритуал бракосочетания в среднем длится около 3-х часов, и это довольно нудное и скучное, хотя и глубоко сакральное действо. Чаще всего за ним наблюдают самые ближайшие родственники, так как в участии остальных нет необходимости, тем более, что мало кому интересно сидеть и смотреть на хождение-брожение вокруг огня в течение 3-х часов. Однако до кульминации торжества еще многое должно произойти.
Начинается празднество в доме жениха, где собираются все гости, чтобы сопроводить его к дому невесты. Жених, одетый в шервани (своего рода длинный пиджак, цвет разнится от белого до бежевого), инкрустированный камнями и расшитый золотыми нитями (зачастую у него также может быть меч в ножнах и красный тюрбан), усаживается на богато украшенную белую лошадь (именно кобылу, а не коня). Так что, девушки, если вам хочется, чтобы ваш принц появился, как говорится, на белом коне, езжайте в Индию, там без этого никуда. Особо богатые семьи могут взять в аренду и слона, но это скорее «буржуйская» прихоть. К жениху на лошадь также сажают схоже одетого маленького мальчика. Процессия движется долго, поэтому дети к концу чаще всего засыпают прямо в седле. Жениха сопровождают родственники и гости, оркестр (главным в котором являются барабанщики), служащие, несущие специальные лампы. Оркестр гремит, гости танцуют, передвигаясь черепашьим шагом, поэтому движение до места проведения церемонии может занять несколько часов.
Когда жених, наконец, прибывает к месту действа, его встречает семья невесты и совершает ритуалы, которые знаменуют принятие его в круг семьи. После этого он, сопровождаемый своей семьей, все также пританцовывая под барабанную музыку, восходит на своеобразную сцену, где стоит диван-софа, на которой молодожены должны восседать до окончания праздника. Невеста все это время сидит и ждет в специальной комнате, где ее готовили к финальному выходу, и вот, наконец, наступает ее час — она выходит, и отец и братья ведут ее к жениху, ибо, учитывая вес наряда и украшений, вряд ли она способна передвигаться самостоятельно.
Невеста всегда одета либо в свадебное сари, либо в свадебный костюм лехенга-чоли, который представляет из себя юбку и блузку-топ, оба варианта всегда богато расшиты золотыми или серебряными нитями, а также камнями и бисером — вес наряда может достигать 25 килограммов, а это еще не считая увесистых украшений (сережек, кольца в носу, головного украшения — тикки, а главное многочисленных браслетов). Чаще всего наряд этот красного или шафранного цвета (в некоторых общинах может быть желтым или зеленым). Эти два цвета символизируют процветание, богатство и плодовитость будущей семьи.
После того как жених и невеста наконец-то встретились (возможно даже в первый раз), им вручают цветочные гирлянды, и под музыку и всеобщее восхищение они надевают их друг на друга. Считается, что первый, кто наденет гирлянду на супруга/супругу, будет главным в семье, однако девушки редко сражаются за данное право и обычно позволяют жениху первому совершить этот жест. Но никаких поцелуев и проявлений нежности! Смотреть друг другу глаза в глаза — это все, чем могут довольствоваться молодожены на свадьбе. В Индии также есть традиция кражи обуви: сестры невесты крадут обувь жениха и потом требуют за нее выкуп.
Вдоволь наевшись, гости по очереди подходят к молодоженам, чтобы их поздравить, вручить им подарок и сделать памятный снимок, после этого они могут потанцевать, а потом расходятся по домам, так как официальная часть свадьбы на этом заканчивается. На самом деле, большинство гостей на всех свадьбах — дальние родственники и друзья друзей, которые даже не представляют, кто женится или выходит замуж, поэтому их совершенно не интересуют дальнейшие трехчасовые ритуалы, ведь приходят они, чтобы поесть и посплетничать друг о друге. Если вы одеты подходящим образом и проходите мимо свадебного шатра, смело можете зайти и приобщиться к торжеству и бесплатной еде. По моим личным ощущениям, 10% гостей именно такие пришельцы из ниоткуда. Если вас кто-то спросит, с чьей вы стороны, придумайте правдоподобную версию, в конце концов, на входе всегда есть табличка с именами брачующихся, так что главное — не теряться, гостей на индийских свадьбах всегда неимоверно много. Для нас 100 гостей — огромная свадьба, а в Индии — это так, семейные посиделки.
И вот мы приступаем к самому сакральному — главному ритуалу, который свершается вокруг огня, свидетеля нового союза. Все начинается с обряда каньядан (буквально — выданье девушки). Во время проведения ритуала каньядан отец невесты кладёт правую руку дочери в правую руку жениха и под пение мантр поливает священной водой их ладони, что символизирует передачу дочери новоиспеченному мужу. Затем брахман, проводящий церемонию, связывает руки молодых специальными нитками в знак их неразрывного союза. Чтобы окончательно и навсегда закрепить связь между ними, брахман также связывает подолы их одежд или их шарфы, этот узел на одежде запрещено развязывать даже после свадьбы. Затем жених и невеста возносят жертвы огню: девушка кладет свою ладонь поверх ладони будущего мужа, и вместе они кидают в огонь воздушный рис. В этом акте они молят бога смерти Яму даровать им долгую и счастливую жизнь.
Если от ритуалов вам уже стало дурно, наберитесь терпения — это еще далеко не все. После наступает кульминация сакрального действа — пара обходит костер по часовой стрелке либо 3 раза, либо 7 шагов. Если они обходят три раза, это символизирует, что жених и невеста должны следовать трем целям в жизни: дхарме (соблюдению правил и порядков), артхе (обретению материального благополучия), а также каме (обретению желаемого и любви). В таком случае первые два круга ведет мужчина, а последний круг женщина, так как любовь — именно ее удел. Если пара совершает 7 шагов, это символизирует обретение 7-ми главных составляющих счастливого брака: потомства, богатства и тд. Также оба действа знаменуют рождение нового союза и дружбы, считается, что именно эти шаги означают сближение двух душ.
Затем новоиспеченный муж берет синдур — красный порошок из киновари, который наносит на пробор молодой жены. Теперь девушка каждый день должна наносить себе на голову синдур в знак того, что она замужем. Жених также дарит свадебное ожерелье, которая девушка теперь носит не снимая. После этого молодожены кормят друг друга традиционными сладостями в знак того, что в дальнейшем они всегда будут заботиться о своей второй половинке.
Семьи и брахман, вершивший всю церемонию, благословляют молодых, и наступает самый душераздирающий момент свадьбы — прощание невесты с родителями и переезд в дом мужа. Невесту и ее семью охватывают смешанные чувства радости и печали, и невеста непременно должна плакать, иначе гости посчитают, что она недостаточно любит своих родителей. По этой эмоциональной минуте легко догадаться, брак ли это по любви или по расчету. Если девушка улыбалась все дорогу, а прощаясь с родителями, буквально давит из себя слезы, дабы гости не подумали ничего плохого, — брак однозначно по любви. Если же дочь плачет навзрыд, скорее всего, она мало знакома с будущим мужем, и ей страшно оставлять прошлую свою жизнь и вступать в новую.
После этого невеста и жених садятся в машину и едут к нему домой, где их встречает женская половина семьи мужа. Они проводят финальные ритуалы, знаменующие вступление молодых в дом в качестве пары. Разбивается горшок с соленой водой, что должно отогнать злых духов от дома и семьи. Первым в дом входит муж, затем заходит жена. На входе ставится горшок с монетами и рисом, и молодая жена, входящая босиком, должна правой ногой опрокинуть этот горшок, чтобы в семейной жизни пару сопровождало богатство и изобилие. Затем она ступает на поднос, где красная киноварь разведена водой или молоком. Окрасив стопы красным цветом, девушка шагает по белой ткани, расстеленной перед ней, тем самым оставляя следы, символизирующие удачу. После свадьбы для самых близких друзей и родственников может быть организована вечеринка с банкетом и танцами, где молодые могут наконец расслабиться, не думая о многочисленных ритуалах и традициях.
Индийцы очень любят свадьбы как минимум потому, что там они могут потанцевать, обсудить друг дружку, а главное, бесплатно поесть. Своей красочностью и изобилием свадьбы превосходят многие национальные праздники. Тем не менее индийцы относятся к этой церемонии с долей юмора, что доказывают два видео, довольно популярных на Youtube. В них в гиперболизированной манере показаны все крайности индийской свадьбы, а также ее неприглядные стороны, поэтому всем, кто хочет знать изнанку этого празднества, эти видео настоятельно рекомендованы к просмотру.
Кристина Доника