В этой статье мы поговорим об уникальном течении в современном китайском изобразительном искусстве – циничном реализме, и о том, как ему удалось устоять в условиях социалистического общества КНР, развиться и захватить рынок мирового поп-арта.
«Кнут и пряник» цинизма
Циничный реализм – направление в современном изобразительном искусстве, зародившееся в 1980-е годы в Пекине, и преимущественно затрагивающее общественно-политическую тематику.
Западные историки относят появление циничного реализма, по большей части, к периоду после 1989 года, когда едва оправившееся от культурной революции искусство Китая снова попало под политическое влияние.
В начале 1990-х годов китайское государство стремительно развивалось благодаря проведенным демократическим реформам – проходила либерализация экономики, что означало конец существовавшей ранее жестко регламентированной социалистической системы, полностью отрицавшей личность. К тому же последовала политическая реакция на реформы, предоставившая относительную свободу китайскому обществу, а также способствовавшая свободному развитию современного китайского искусства.
Автор: Юэ Минцзюн
В конце 1980-х годов картины сторонников циничного реализма отражали серьезные психологические травмы нового поколения – «политические антиутопии», воплощенные художниками. Разумеется, такие либеральные проявления в искусстве не получили одобрения государства. Первая выставка авангардного искусства в Китае в 1989 году была разогнана, а легальная деятельность художников таким образом приостановлена. Но совсем скоро китайские авангардисты смогли громко заявить о себе на Западе – в 1990-х многих участников выставки ждал успех у западных коллекционеров.
Сложность политической ситуации в КНР в то время и социалистические ценности китайского государства заставляют задуматься о следующем: почему правительство и дальше не стало пресекать развитие нового направления, представители которого широко критиковали политический курс?
Дело в том, что циничный реализм приобрел международную известность, и вскоре, несмотря на идеологически критическое содержание произведений, китайское правительство приняло решение поддержать арт-рынок ввиду перспектив создания твердой валюты и повышения международного престижа.
В свою очередь, это направление прошло «цензуру» государства, потеряло ярко выраженный антиутопический характер и превратилось в эксклюзивный товар КНР, приносящий миллионные состояния.
Таким образом, со временем циничный реализм преобразился из бунтарского искусства в лишенный антиутопичности оригинальный продукт и стал особой частью социалистической системы, популяризирующей китайскую культуру на международном рынке современного искусства.
Автор: Фан Лицзюнь
Крик души, рождающий шедевр
Можно сказать, что «циничный реализм» стал своего рода бунтом современных художников против коллективистских ценностей, которые в течение нескольких десятилетий навязывало государство. Направление возникло как ответ на приевшееся искусство соцреализма, призванное прославлять лидеров КНР и социалистическую систему, и, со временем утратив антиутопический смысл, обрело свою истинную форму.
Основными темами современных произведений стали не столько знаменитые политические события, в свое время потрясавшие китайское общество, сколько «холодное», «реалистическое» отношение к происходящему, отражающее психологический конфликт, характер изменений в КНР и «серый юмор» (абстрактный юмор с политическим подтекстом, в то же время выходящий за его пределы).
Символичные методы цинизма
Формальные элементы объединяют произведения циничного реализма с соцреализмом и идеологическими образами, связанными с политическими событиями конца 1980-х годов. Например, голубое небо и чистая вода – одни из главных приемов китайского соцреализма для выражения мира и спокойствия, в произведениях циничного реализма становятся фоном для странных фигур с натянутой улыбкой и увеличенными головами.
Автор: Юэ Минцзюн
Автор картины, Юэ Минцзюн, пытается выразить «самоиронию в ответ на духовный вакуум и безрассудное поведение современного Китая». Часто Юэ пишет на основе европейских шедевров и знаменитых китайских произведений, использует кислотные тона, чтобы подчеркнуть неискренность героев, и натянутую улыбку как символ насилия и уязвимости. Таким образом Юэ Минцзюн стремится подорвать великий дух китайской культурной традиции через ее адаптацию в поп-арт.
Другой китайских художник, один из ведущих творцов циничного реализма в начале 1990-х гг., Фан Лицзюнь, в своем творчестве описывает разочарование молодого поколения Китая, заставшего события на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. и другие внутриполитические происшествия того времени.
Автор: Фан Лицзюнь
В своих картинах Фан пытается передать бедственное положение «личности в отношении массы», духовные искания личности перед лицом невзгод и др. Художник комбинирует технику китайского традиционного искусства, древнеазиатскую практику ксилографии, современные стили и комиксы.
Автор: Фан Лицзюнь
Его картина 30th Mary также не может не вызвать улыбку. По задумке и стилю картина имеет сходство с потолочными фресками христианских храмов. Работа выполнена в жанре гиперреализма, изображает воронку из игрушечных кукол и облаков, символизирующих бесконечность обещаний. В данном контексте искусство Фана совмещает идеи святости прошлого и циничности современного мира.
Современный циничный реализм уже стал золотой жилой китайского арт-рынка. В среднем одна картина китайского художника в этом жанре может обойтись покупателю в 1,5 млн. юаней (ок. US $ 244 000). В декабре 2006 г. картина Фан Лицзюня была продана за 2.420.000 юаней (US $ 300,000), работы художника признаны самыми дорогостоящими за всю историю китайской живописи.
По объему продаж произведения, выполненные в указанном жанре, уже превзошли картины знаменитых экспрессионистов, тем самым гарантировав себе место в мировой истории изобразительного искусства.
Татьяна Трухина
Все фотографии картин взяты с сайта http://www.saatchigallery.com/