Автор: Маргарита Плоткина
Прим.: в кавычках – слова Мисимы, курсивом – цитаты из «Хагакурэ»
«Хагакурэ нюмон» (можно перевести как «вступление в «Хагакурэ»» или «руководство по «Хагакурэ») Юкио Мисима – это эссеистские заметки и комментарии к японскому труду начала 18 века – «Хагакурэ» («葉隠»、«Сокрытое в листве»), автором которого является самурай из клана Набэсима, приближенный правителя провинции (дайме) по имени Ямамото Дзётё (1659–1719). Строго говоря, книга составлена его учеником, Цурамото Тасиро, кропотливо и полюбовно записывающим содержание каждой встречи с учителем в течение семи с лишним лет. Собрание состоит из нескольких томов, из которых первые два повествуют о кодексе чести и правилах жизни самураев. О происхождении названия есть несколько догадок. Например, «согласно одной версии, название книги подчеркивает, что в «Хагакурэ» много говорится о самопожертвовании самураев, которые не стремились прославиться, а предпочитали оставаться в тени». Мисима считает, что эти заповеди рождены в противопоставление излишне утонченным нравам японцев современной автору эпохи (вторая половина 17 – начало 18 века), когда в стране наступил долгожданный мир, и самураи превратились из воинов в бюрократов и ценителей искусства.
В структуре повествования выделяются четко сформулированные положения (чаще всего одной фразой) – качества, которыми следует обладать истинному самураю, дополненные абзацем рассуждений, раскрывающих смысл и применение этого качества. Например, как здесь: «Среди свитков, висящих на стене у господина Наосигэ, был свиток со словами: «К важным делам следует относиться легко». Увидев этот свиток, мастер Иттэй добавил: «К несущественным делам следует относиться серьезно». Среди дел человека важными можно назвать не более одного или двух. Их можно понять, если размышлять о них в течение дня. Речь идет о том, чтобы заранее обдумать свои дела, а затем легко справиться с ними, когда приходит время. Иметь дело с событием трудно, если ты до этого не обдумал его, потому что ты никогда не можешь быть уверен в том, что добьешься успеха. Если же обдумать все заранее, ты будешь руководствоваться принципом: «К важным делам следует относиться легко» (Книга 1).
Мисима выступает интерпретатором средневекового текста, вычленяя из него те мысли и мотивы, что сохранили свою актуальность и по сей день. Он не только приводит оригинальный текст в качестве цитат, но снабжает каждую идею своим разъяснением, рассматривая ее в современном ему контексте. Юкио Мисима размышлял, насколько идеи Ямамото Дзётё вписываются в 20 век и можно ли считать некоторые из этих правил универсальными для всего человечества, а не только для представителей средневекового самурайского клана, для которого они были составлены. Продолжая эту идею, я отобрала несколько пунктов, не потерявших свою актуальность в 21 веке.
В каждой эпохе наступает момент, когда общество добивается поставленных целей и начинает пресыщаться мирным временем. Это знаменует наступление застоя. Жажда к изменениям, сопротивлению и освобождению есть инстинкт жизни. Стремление к капитуляции и иррациональному концу – инстинкт смерти. Смерть выступает как освобождение от рутины, скуки и застоя. В этом смысле она приравнивается к буддийскому состоянию нирваны, которое переводится как «угасание» или «освобождение». Это соответствует 8 ступени из 10 в системе постижения дзэн, так называемой пустоте – шуньята. На этом этапе мир предстаёт единым, без дуалистического разделения, и, следовательно, смерть не является концом, не противопоставляется жизни. Земное тело разрушается, но перерожденное сознание, принимающее мир таким, какой он есть, остается жить вечно (не осознавая смерть как отдельное явление). В контексте излагаемой в «Хагакурэ» идеологии важна не сама смерть, а решимость умереть.
В более приземлённом трактовании готовность к смерти – это высший инструмент следования идее (религиозной, политической и т.д.)
Мисима пишет: «Глубоко в подсознании у каждого из нас скрываются иррациональные импульсы. Они являются динамическим выражением противоречий, заполняющих жизнь от мгновения к мгновению». «Люди всегда ищут идею, за которую можно было бы умереть».
Иногда идея оказывается недостойной того, чтобы за нее умирали. А иногда идея воплощается в жизнь, и через какое-то время повседневная деятельность перестает быть важной и теряет свою привлекательность – такова природа человека. Наконец, «смерть – это свобода». Добровольная смерть – последнее волеизъявление человека, призванное приблизить его к цели или защитить его честь.
Три философии: действия, любви и жизни.
1. «Как философия действия, «Хагакурэ» ценит субъективность. Она считает действие функцией субъекта и видит в смерти итог действия. При этом философия «Хагакурэ» предлагает стандарт действия, являющегося эффективным средством преодоления ограничений личности и подчинения себя чему-то большему».
– Забота о людях и участие в их жизнях – важнейшие добродетели в характере самурая, ими определяется его общественная роль.
– Еще одно важное качество – терпимость.
«Некто предлагает быть требовательным к людям, но я с этим не согласен. Известно, что рыба не будет жить там, где есть только чистая вода. Но если вода покрыта ряской и другими растениями, рыба будет прятаться под ними и разведется в изобилии. Слуги тоже будут жить спокойнее, если некоторые стороны их жизни будут оставлены без внимания. Очень важно понимать это, когда оцениваешь поведение людей». (Хагакурэ, книга первая)
– «Правильное суждение — в глазах наблюдателя». Объективность, правильность действия может быть оценена только другими людьми – само действие всегда субъективно.
– Самурай не знает, что случится в следующий момент, и когда наступит время решительных действий. Но он каждый день наблюдает за повседневными мелочами, продумывает возможные ходы действий и в решающий момент действует легко, без промедления. Вера его глубока, и он стремится к цели, даже если знает, что обречен на провал.
– «Самурайская этика — это политическая наука сердца, направленная на то, чтобы преодолевать уныние и апатию, не показывать их другим. Считается, что выглядеть здоровым важнее, чем быть здоровым. Казаться смелым и решительным важнее, чем быть таким». Такую модель поведения можно назвать «совестью вовне» или «моралью внешней стороны жизни». Она есть и в современном мире, где правила морали диктуются обществом, и отдельный индивид подстраивает свое поведение под социальные нормы и общественное мнение. Внутренняя совесть при этом подавляется совсем или уходит на второй план. С одной стороны, такое поведение способствует укреплению социума, с другой – лишает человека собственной воли и рассуждений. Тяжесть принятия решения снимается с индивида, и все, что ему остается – это следовать инструкциям, имея изредка небольшой выбор.
– Постоянно поддерживаемый опрятный вид – вклад в то, чтобы умереть достойно. Каждодневные ритуалы готовят к неизбежному и упорядочивают жизнь, в то время как потакание желаниям расслабляет и лишает готовности к решительным действиям. Красота и этические цели неделимы. Сильное, яркое и исполненное энергии должно быть прекрасным и внутренне, и внешне.
– «Пиршества с алкогольными напитками подобны пребыванию на открытом воздухе, когда вокруг много любопытных глаз. В этом отношении нужно быть осторожным» (книга первая). Под воздействием алкоголя люди часто выбалтывают свои и чужие секреты, страхи и сплетни. Все это воспринимается с пониманием и на следующий день люди делают вид, будто ничего не слышали, но самурай всегда должен помнить, что за столом лучше вести себя благоразумно.
– Все необходимые качества закладываются в детстве, поэтому очень важно воспитать ребенка без излишних запугиваний и наказаний. Тогда он вырастет смелым, решительным, обладающим хорошими манерами.
– Нельзя разделять ценности гуманизма, философии и науки и быть готовым к смерти (= быть Самураем). В первом случае люди разделяют жизнь как удачу, а смерть – как поражение. Все их помыслы расчетливы и направлены на получение прибыли и благополучия.
– Когда человек профессионально владеет одним техническим умением, он превращается в «функциональное звено», винтик машины. Самурай же – целостный человек, сочетающий в себе «дух, действие и фундаментальные принципы всех искусств». Он посвящает себя служению клану, семье.
– Слова и действия не только отображают ум и сердце, но и способны влиять на них, изменять.
«Трусливые слова проникают в сердце и делают его малодушным». Поэтому с ними нужно быть осторожными.
– Язык воина должен быть един как в мирное, так и в военное время. Его слова выражают неизменность сердца и верность своим идеалам.
– Многие люди готовы дать совет, но мало кто прислушивается к советам других и следует им. В молодости важно прислушиваться к старшим, чтобы потом самим мудро наставлять младших. Но и старшие не должны закостеневать и становиться заносчивыми – это путь к невежеству.
– Важно знать историю предыдущих эпох и принимать как их достоинства, так и недостатки. Учитывая их, поддерживать или менять традиции своей эпохи, помня, что мир уже не будет таким, как прежде.
– «Достоинство — это внешнее проявление непоколебимого самоуважения». Человек, стоящий на вершине правления, всегда должен держать дистанцию со своими подчиненными. Иначе он не сможет сосредоточиться на делах, а будет занят расположением окружающих к себе.
– Про гордость:
«Есть две разновидности характера, внешняя и внутренняя, и тот, у кого не хватает одной из них, ни к чему не пригоден. Это подобно лезвию меча, который хорошо наточен и вложен в ножны. Меч время от времени вынимают, осматривают, хмуря брови, как перед атакой, протирают лезвие, а затем кладут обратно в ножны. Если человек постоянно держит меч обнаженным, он показывает всем его сверкающее лезвие. В этом случае люди не подойдут к нему, и у него не будет союзников. С другой стороны, если меч постоянно находится в ножнах, он заржавеет, лезвие затупится, и люди перестанут уважать его обладателя».
– Важно следить за своим здоровьем, чтобы быть полным сил и готовым пустить в нужный момент всю свою энергию в дело.
2. Отсутствие разделения романтической любви (恋愛) и страсти, сексуального влечения (恋). Соответствует древнегреческим эросу (сексуальная любовь) и агапе (божественная любовь, позже названная христианской). «Представление о подлинной любви основывается на твердой убежденности, что все исходящее из глубины сердца образует идеал, к которому следует стремиться и за который, если нужно, следует умереть». Это подразумевает, помимо естественной любви между мужчиной и женщиной, тайную любовь, преданность и поклонение господину, любовь к императорской семье.
3. Предпосылка: «я постиг, что Путь Самурая – это смерть». Заключение: «Воистину жизнь человека длится одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь. Глупо жить в этом мире, подобном сновидению, каждый день встречаться с неприятностями и делать только то, что тебе не нравится». В основе мировоззрения «Хагакурэ» – нигилизм. Мир представляется автору как кукольный театр, и, хотя он всматривается в каждое мгновенье жизни в поисках смысла, в глубине души он верит, что жизнь – лишь сон, и смерть есть пробуждение ото сна. Это перекликается с принципами дзэн и буддизма в целом.
«Воистину нет ничего, кроме подлинной цели настоящего мгновения. Вся жизнь человека есть последовательность мгновений. Если человек до конца понимает настоящее мгновение, ему ничего больше не нужно делать и не к чему стремиться. Живи и оставайся верным подлинной цели настоящего мгновения» (книга вторая).
Философия Ямамото Дзётё также перекликается с эпикуреизмом, в котором отказ от желаний дарит покой и наивысшее удовольствие, тогда как удовлетворение плотских желаний в конечном результате приводит к разочарованию и пустоте.
О смерти. Можно ли выбрать ее добровольно? Если мы не вольны выбирать свою жизнь (рождение), вероятно, что мы не можем и умереть по своей воле. Смерти нельзя найти место в дуализме человеческой воли и течения судьбы. Вынужденная или добровольная смерть – разница стирается, потому что в конечном итоге мы живем и умираем по причинам, не зависящим от нас. А значит, добровольный выбор смерти является скорее духовным состоянием человека, определяющим, как он проведет последние минуты своей жизни, потому что это решение – в его власти.
Стоит ли умереть за правое дело? История показывает, что поставленные цели неизбежно являются субъективными – как в пределах одного человека, так и в рамках нации, и с течением времени эти цели могут не только обесцениться, но и стать примером трагической ошибки, как это произошло с образом воинов-камикадзэ времен Второй Мировой.
Философию «Хагакурэ» можно свести к одной мысли: не важно, достиг ли человек своей цели или умер в попытке ее достижения, сам акт смерти выражает его достоинство.
«Если мы так высоко ценим достоинство жизни, как мы можем не ценить достоинство смерти? Никто не умирает напрасно».