Vostok Magazine уже писал о корейской “алкокультуре”. Сегодня в продолжение темы мы подготовили для вас гид по корейскому алкоголю. Если окажетесь в Южной Корее, не пасуйте перед стойкой со спиртным в ближайшем супермаркете — открывайте наш гид, сличайте бутылки с нашими фотографиями и выбирайте напиток под настроение.
1. Соджу (소주)
Соджу, или так называемая рисовая водка, составляет чуть ли не 90% всех потребляемых в Южной Корее алкогольных напитков. Отчасти производители соджу обязаны этим протекционистским мерам правительства, из-за которых даже самое дешевое иностранное вино обойдется вам не меньше чем в 15 долларов, а о виски, роме или водке и говорить нечего. Для сравнения, бутылочка обычного соджу объемом в 375 мл стоит 1-2 доллара в магазине и 3-4 доллара в кафе.
Под “обычным” соджу подразумеваются те виды этого напитка, которые изготавливаются не из риса, как необходимо было бы делать по традиционному рецепту, а из различных сортов картофеля и тапиоки. Из риса сейчас делают только дорогие сорта напитка. Это связано с действовавшим с 1965 по 1999 гг. запретом на производство соджу из риса, введенным с целью преодоления острой нехватки риса для употребления в пищу. Запрет уже 16 лет как снят, но делать соджу из риса дороже, чем из картошки или тапиоки.
Вообще, разновидностей соджу пруд пруди. Крепость напитка варьируется от 15 до 40 градусов. “Стандартное” соджу стоимостью 1-2 доллара обычно имеет крепость 19-21%, в зависимости от бренда. Лидером по производству соджу является концерн Jinro, выпускающий марку “Чамисыль” (“참 이슬” — “настоящая роса”). Так, в 2008 году Jinro удалось продать аж 76 миллионов сего чудесного напитка. Именно эта марка является лидером среди сеульских потребителей соджу, конкуренцию ей составляет “Чоымчором” (“처음처럼” — “как в первый раз”) компании Lotte. В других регионах страны есть свои “хедлайнеры”. Например, в Пусане надо обязательно попробовать местного “Си-уан соджу” (“시원 소주” — “соджу С1”), в провинции Южная Чолла — “Ипсэджу” (“잎새주” — “алкоголь из листьев”), а на острове Чеджу — соджу марки “Халласан” (“한라산” — название самой высокой горы Южной Кореи, расположенной как раз на Чеджу).
Еще корейцы очень любят делать из соджу разнообразные коктейли. Конечно, они мешают соджу с разнообразными соками или энергетиками, но некоторые “миксы” они так любят, что дали им особые названия. Например, “сомэк” — аббревиатура из слов “соджу” и “мэкджу” (пиво). Как можно догадаться, это смесь пива и соджу, говоря по-русски, корейский “ёрш”. Еще есть “пхоктханджу” — стопка соджу опускается в бокал с пивом. По сути, та же западная “субмарина”, только вместо текилы используется соджу. Кстати, японцы делают точно такой же коктейль, но с сакэ. В Корее популярно и “ёгутхы соджу” — смесь соджу, питьевого йогурта и местной разновидности спрайта. Звучит довольно странно, но на вкус и цвет, как говорится…
Вообще о соджу можно рассуждать бесконечно, но лучше, конечно, пробовать. Главное, не слишком много. Сначала соджу пьется как вода (и по вкусу это вода с каким-то еле уловимым специфическим привкусом), но 2-3 бутылочек достаточно, чтобы напиться.
2. Макколли (막걸리)
Макколли иностранцы иногда называют рисовым вином, а для продажи на американском рынке ему придумали название “пьяный рис”. Второе ближе к истине, потому что назвать вином эту “брагу” язык не поворачивается. Вообще, макколли делают на основе риса или, реже, пшеницы и традиционной корейской закваски “нурук”. По вкусу эта густоватая жидкость молочного цвета больше всего напоминает квас. Рисовый квас крепостью 8-9 градусов. Наиболее популярна марка “Ссальмакколли” (“쌀막걸리” — “рисовое макколли”), которая продается в зеленых пластиковых бутылках объемом около литра и стоит порядка 1 доллара, если не меньше. Если соджу, как правило, нравится всем иностранцам, то макколли — напиток на любителя. Попробовать его в любом случае стоит, главное, не мешать с соджу, если вы не хотите на утро мучаться угрызениями совести, вспоминая прошедший вечер.
3. Гочхан покбунджаджу (고창 복분자주)
Этот напиток со сложным названием делают на основе покбунджа — восточноазиатской черной малины. Само слово “покбунджа” можно дословно перевести как “сила, которая побеждает писсуар” (уж извините, так гласит официальный сайт организации туризма Кореи). А название напиток получил благодаря монастырю Гочхан в провинции Северная Чолла, где его производят с незапамятных времен. Жидкость имеет темно-красный цвет, продается в небольших стеклянных бутылках по 300-360 мл и стоит около 12 долларов. По вкусу это спиртное крепостью 15% напоминает горький морс. В интернете можно найти множество статей о том, что этот напиток препятствует старению и развитию рака, улучшает зрение и память. Неизвестно, насколько это соответствует истине, но злоупотреблять им явно не стоит.
4. Мэхвасу (매화수)
Популярный среди кореянок напиток по вкусу больше всего похож на яблочный сок, но впечатление обманчиво — в мэвхасу аж 13 градусов, нехило для яблочного сока. Мэхвасу делает концерн Jinro (владельцы самого популярного бренда соджу), и производится он не из яблок, а из концентрата зеленой сливы. Популярность среди женского пола напитку обеспечивает не только мягкий вкус, но и заверения производителей о том, что мэхвасу содержит витамины и кислоты, полезные для кожи.
Александра Урман