Неслучайно современное японское право является объектом внимания множества правоведов: поразительно высокий процент законопослушных граждан на фоне низкого уровня преступности в Японии не может не удивлять. Корни данного явления стоит искать в далеком прошлом. Основы японского права были заложены в эпохи Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1336 – 1573 гг.) – время расцвета сословия самураев. В этот исторический период начали складываться базовые принципы японского право, которые, трансформировавшись, дожили до наших дней и прочно закрепились в сознании японцев.
1. Традиционность.
Традиционность японского права заключается в сохранении зачастую архаичных норм и институтов, преемственности всего нового по отношению к старому. Данный принцип хорошо иллюстрирует пример из японской истории: когда в конце XII века к власти в Японии на смену придворной аристократии пришли военные (самураи), они не стали уничтожать институт императорской власти или истреблять аристократию, как это произошло в России после Октябрьской революции 1917 года. Напротив, осознавая необходимость социального равновесия в обществе, они издали ряд законов, регулирующих отношения между представителями двух конкурирующих сословий. Несмотря на видимое превосходство военных в правовой сфере, новые законы довольно демократично для Средневековья отстаивали интересы обеих сторон. Обычай не ломать «старого» во имя «нового» благоприятно сказался на развитии японской правовой системы, обеспечив ее закономерное и непрерывное совершенствование.
2. Круговая порука и принцип «кэнка рёсэйбай»
Одной из характерных черт японского мировосприятия является осознание японцем собственной личности и личностей окружающих его людей в контексте социальной группы, членом которой он является. Говоря проще, ученик представляет класс, служащий – всю компанию, солдат – целую армию. Таким образом, провинившийся навлекает позор на всю группу, что морально отягчает его вину.
Истоки данного явления также были заложены в периоды Камакура и Муромати. Средневековая правовая система была построена таким образом, что наказание за преступление с человеком зачастую разделяли его родственники или односельчане. Таким достаточно жестоким методом сёгун (военный правитель) обеспечивал контроль над неуклонно растущим населением, терзаемым голодом и междоусобицами.
В средневековой Японии существовало множество правовых норм, посвященных решению дел, связанных с драками и убийствами, согласно которым ответственность за содеянное ложилась на обоих участников ссоры. Вместе данные нормы образуют правовой принцип «Кэнка рёсэйбай», что в дословном переводе означает «наказание обеих сторон». Такие суровые меры предотвратили в то время немало вооруженных конфликтов между самураями.
В современной Японии уже давно не применяются ни совместное наказание, ни принцип «Кэнка рёсэйбай». Однако японцы по-прежнему особенно остро чувствуют ответственность за действия, неразрывно связанные с благополучием группы, к которой они принадлежат.
3. Гири
Слово «гири» не подлежит точному переводу на европейские языки, оно примерно соответствует западным понятиям чести, долга, являясь ключевым в самурайской идеологии. Это может быть как долг вассала перед сюзереном, жены перед мужем, детей перед родителями, так и человека перед обществом, а гражданина перед законом.
Средневековые японские кодексы поощряют компромиссное решение споров и тяжб, подчеркивают, что обращение за решением в суд – крайняя мера, существенно осложняющая жизнь как тяжущимся, так и органам судебной власти. За подачу иска без достаточной на то причины карали изгнанием или лишением земельного владения. Данная норма формировала представление о том, что долгом каждого японца является стремление к бесконфликтному решению проблемы, и это представление на протяжении веков укреплялось в сознании нации.
Можно сказать, что секрет феномена законопослушности японцев заключается не столько в каких-то определенных правовых нормах, сколько в этнопсихологических особенностях нации, формировавшихся на протяжении длительного периода времени. Заметим, что принципы японского права, берущие начало в Средневековье, оказали значительное влияние на мировоззрение японской нации.
Екатерина Декаленкова