Автор: Екатерина Декаленкова
В какой период жители архипелага впервые отведали запретный плод? Каковы были каналы обмена опытом у средневековых самураев? Каково отношение японцев к однополой любви в наши дни?
Принято считать, что в развитых постиндустриальных странах довольно терпимо относятся к гомосексуализму. Данное суждение в некотрой мере справедливо, однако причины, по которым определенная культура начинает принимать как должное однополую любовь, очень разнятся. Например, в Европе секс-меньшинства добились признания путём долгой и упорной борьбы за свои права. В Японии же гомосексуализм, особенно мужской, долгое время не только не порицался, но и культивировался, что наложило отпечаток на культурное развитие Страны восходящего солнца в целом.
Условно историю однополой мужской любви в Японии можно разделить на четыре этапа: древность, средневековье, новое время и современность. На первом этапе одновременно с распространением китайской письменности на японских островах появляются записи о мужеложстве. В VIII – XII вв. многие придворные аристократы были любителями утонченных мальчиков, которые, подобно женщинам той эпохи, сбривали брови, накладывали грим и чернили зубы. Так как культура данного периода характеризуется особенной женственностью и простотой сексуальных нравов (полигамия была распространена как среди женщин, так и среди мужчин), гомосексуализм не только не осуждался, но и активно пропагандировался как модное и высокоэстетичное занятие.
Одним из центров распространения однополой любви были буддистские монастыри. Родоначальником данной тенденции принято считать монаха Кукая, «отца японской письменности». Несмотря на то, что в его сочинениях не встречается упоминаний о любви двух мужчин, говорят, что именно он привез из Китая моду на подобные отношения, а основанный им монастырь на горе Коя на долгое время стал символом мужского гомосексуализма. Буддистским монахам запрещалось вступать в какие-либо половые сношения, однако они считали, что запрет распространяется только на женщин и взрослых мужчин. Поэтому однополый секс в буддистских монастырях в основном подпадал под современное определение педофилии: случаи совокупления монахов с младшими послушниками или детьми, которых они обучали грамоте, встречались очень часто. В дальнейшем монахи ордена иезуитов, одни из первых европейцев, посетивших Японию, были просто ошеломлены масштабом распространения данного явления, а также легкомысленным отношением к нему общественности.
В более позднем средневековье, в эпоху господства самураев, гомосексуальные отношения приняли несколько иной облик. Получило широкое распространение так называемое сюдо, что в переводе означает «путь юноши». Оно заключалось в том, что более опытный и взрослый самурай вступал в половые сношения со своим воспитанником. Считалось, что это помогало юноше набраться опыта и мужества, а также благоприятно сказывалось на моральном облике обоих партнеров: старший старался выглядеть более достойно в глазах младшего, который в свою очередь брал пример со своего наставника. Однополая любовь противопоставлялась любви к женщине, которая, по мнению отдельно взятых самураев, размягчала мужчину. Такие тесные отношения между воинами зачастую приводили к долгой и крепкой дружбе, неразрывно связанной в сознании военного сословия с понятием чести и преданности.
Еще одним центром гомосексуализма был театр Кабуки. Актерами изначально были как женщины, так и мужчины. Однако из-за эротизма представлений и проституции, которой промышляли актрисы, женщинам вскоре запретили выступать. Их место заняли женоподобные юноши, которые приобрели не меньшую популярность среди всех сословий, что, в принципе, мало отразилось на «моральной» стороне японского театра. В середине XVII века правительство попыталось запретить гомосексуальные отношения ввиду чрезвычайно низкой рождаемости и высокой смертности в Эдо (нынешний Токио), но указ мало повлиял на сексуальное поведение японцев, веками не только не порицавших однополые отношения, но и возводивших их в ранг культа.
Всерьез осуждать гомосексуализм в Японии начали лишь в XIX веке на волне всеобщей европеизации. Однако любовь между двумя мужчинами продолжала ассоциироваться в сознании японцев с мужеством и преданностью, что лишний раз доказало необыкновенную живучесть японских традиций.
Таким образом, можно говорить о том, что гомосексуальность всегда была неотъемлемой частью японской культуры, а попытки бороться с ней были связаны либо с практическими соображениями, либо с попытками искусственного прививания западной морали.
На сегодняшний день в японской поп-культуре встречается множество открытых проявлений гомосексуальности, которые порою даже не сравнимы с европейскими. Бесчисленное количество музыкантов, чью половую принадлежность очень сложно установить с первого взгляда, а также обилие порнографических мультфильмов, содержащих не только кадры сношения мужчин, но зачастую и педофилию, без труда могут шокировать остро реагирующего на подобные темы россиянина.
Тем не менее стоит отметить, что любое явление, будучи исторической нормой в той или иной стране, как, например, ношение хиджаба, распитие спиртного или гомосексуализм, имеет полное право на беспрепятственное существование в рамках «родного» культурного пространства. В то время как попытки навязывания «своего устава» на территории «чужого монастыря» являются не только насилием над отдельной личностью, но и над сознанием этноса в целом. Иными словами: осуждать Японию за культ мужеложства и заставлять россиян побороть в себе гомофобию – одинаково бесполезные занятия.