Ким Ки Дук является, пожалуй, самым известным представителем южнокорейского авторского кино. Его фильмы покорили наиболее престижные европейские кинофестивали, но при этом в родной стране стабильно проваливаются в прокате. Южнокорейцы называют картины Кима "страшными", "опасными", "ужасающими" и просто "чересчур европейскими". Возможно, дело в оригинальной манере режиссера, отличающейся от стиля большинства южнокорейских кинематографистов. Возможно, в том, какие темы Ким поднимает в своих фильмах. Столь необычный для киноиндустрии РК выбор сюжетов и стиля их изложения на экране объясняется биографией маэстро, по крайней мере отчасти.
Ким Ки Дук (он же Ким Ки Док, закрепившееся в российской печати написание имени режиссера является неверной транслитерацией английского Kim Ki Duk) родился в 1960 году в маленькой горной деревушке. Когда ему было 9 лет, семья переехала в Сеул. Из-за финансовых трудностей в 16 лет Ким бросил школу и пошел работать на завод. В возрасте 20 лет он поступил на службу в пехотные войска. До 30 лет будущий режиссер служил в армии, а также работал волонтером в церкви, помогая незрячим людям. Он даже учился на проповедника, но так и не завершил образование.
Тяжелые условия, в которых вырос южнокореец, безусловно наложили на него отпечаток и отчасти предопределили сюжеты его будущих кинолент. При такой биографии неудивительно, что герои большей части его картин – люди из социальных низов (например, гангстеры в "Крокодиле" и "Плохом парне" или взломщик в "Пустом доме"). Ким Ки Дук говорит, что снимает фильмы о люмпенах, так как хочет, чтобы зрители увидели "настоящую жизнь". Нетривиальный выбор сюжетов для своих картин Ким в одном из интервью объяснил так: "Я вижу что-то, чего не понимаю, и потом делаю фильм, чтобы разобраться в этом". Мастер доводит внутренние конфликты героев до предела, его фильмы изобилуют жестокими сценами. Режиссер, в отличие от большинства представителей южнокорейской киноиндустрии, не стесняется снимать фильмы о проблемах общества Республики Корея. Наиболее остросоциальными являеются, пожалуй, "Адрес неизвестен" и "Береговая охрана". Скорее всего, именно брутальность картин маэстро вкупе с их тематикой, отпугивает от его работ южнокорейскую аудиторию.
К 1990 году Ким, которому с детства нравилось рисовать, изыскал средства, чтобы осуществить давнюю мечту, и поехал учиться в парижскую школу искусств. В Париже он попробовал себя в роли уличного художника – именно так будущий режиссер зарабатывал на жизнь. Одним из самых поразительных фактов биографии режиссера является то, что впервые в жизни кино он увидел во время учебы во Франции в возрасте 32 лет. До того момента он ни разу не был в кинотеатре, полагая, что смотреть и по-настоящему понимать кинофильмы могут только образованные люди (себя к ним южнокореец, конечно, не причислял). Одними из первых фильмов, просмотренных корейским мастером и оказавших на него наибольшее влияние, по его собственным словам, были "Молчание ягнят" (реж. Джонатан Демми, 1991 г.) и "Любовники с нового моста" (реж. Леос Каракс, 1991 г.). Именно они заставили южнокорейца всерьез задуматься о том, чтобы связать свою жизнь с кино.
После возвращения на родину Ким решил попробовать себя в качестве сценариста. В1995 году за свой сценарий он получил первый приз конкурса, организованного советом корейского кинематографа (KOFIC). На призовые деньги режиссер в 1996 году снял дебютный фильм "Крокодил". В период с 1996 по 2008 год Ким ежегодно выпускал как минимум по одной киноленте. Вышедшая в 1998 году картина "Отель "Птичья Клетка"" привлекла внимание западных кинокритиков к творчеству корейского мастера. С того момента Ким Ки Дук стал, что называется, завсегдатаем самых престижных европейских кинофестивалей, а в 2004 году получил Малого золотого льва за "Пустой дом" в Венеции и Серебряного медведя за "Самаритянку" в Берлине.
Постер к фильму "Пустой дом"
Следующую крупную награду (в категории "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля) Ким получил лишь в 2011 году за фильм-исповедь "Ариран". Это очень личный фильм, от начала и до конца сделанный собственноручно корейским кинематографистом (он является и режиссером, и сценаристом, и оператором, и монтажером, и единственным актером). "Ариран" – так называется традиционная песня, которую корейцы поют и когда им весело, и когда очень грустно. Так называется перевал, за который уходит от лирической героини ее любимый. В жизни и творчестве Кима одноименный фильм стал тоже своего рода перевалом между тем, что было до и после кризиса, который режиссер переживал в период с 2008 по 2011 год. В 2008 на съемках "Мечты" чуть не погибла актриса, а бывшие ученики отвернулись от Кима и ушли к продюсеру, пообещавшему им большие денежные средства. Следствием этого стал затяжной личностный и творческий кризис корейского маэстро. "Ариран" – полудокументальный фильм, повествующий о том, как режиссер справлялся со своими переживаниями, и о том, почему он решил вернуться в кино.
В 2011 году Ким Ки Дук выпустил также фильм "Аминь", являющийся своего рода пробой пера после долгого перерыва в съемках. И уже через год южнокореец получил сразу 5 наград Венецианского кинофестиваля за свой новый фильм "Пьета". После выхода "Пьеты" ни у кого не осталось сомнений в том, что Ким Ки Дук не только полностью оправился от периода упадка, но и, пожалуй, несколько изменил манеру съемки, оставшись при этом непредсказуемым и оригинальным.
Ким Ки Дук с главной наградой 69-го Венецианского кинофестиваля
Интересно, что кореец написал сценарии ко всем своим фильмам сам. Еще более любопытно то, что некоторые его ленты были сняты вовсе без сценария. Так, пожалуй, наиболее известный российской публике фильм Кима "Весна, лето, осень, зима… И снова весна" не имел четко прописанного сценария. Все, что было в руках съемочной группы на момент начала съемок, – краткие описания каждого сезона, представленного в картине. Режиссер также говорил в одном из интервью, что он всегда с радостью меняет сценарий по ходу съемок, если считает это необходимым или обнаруживает новые перспективы. Это делает фильмы южнокорейца более живыми и добавляет неожиданные повороты в сюжет. А также сближает его манеру съемки со стилем ранних американских независимых (вспомним фильм "Тени" Кассаветиса, снятый вообще без сценария) или режиссеров французской новой волны.
Ким Ки Дук в роли буддийского монаха в фильме "Весна, лето, осень, зима… И снова весна"
В кинолентах Кима Ки Дука образы и видеоряд играют куда большую роль, чем речь. В "Пустом доме" за полтора часа актеры произносят не более 200 слов. Кроме того, по мнению южнокорейца, слова зачастую лживы и бессмысленны. Режиссеру не нужно вкладывать множество реплик в уста персонажей фильма, чтобы показать зрителю их внутренние переживания и эмоции – он выражает их через действия героев. В том числе и через насильственные действия. Однако в фильмах Кима практически нет жестокости ради жестокости – он рассматривает ее скорее как язык жестов, благодаря которому свои мысли могут выразить те, кто мало говорит: режиссер утверждает, что его герои столь немногословны из-за травм, пережитых ими в прошлом.
Постер к фильму "Плохой парень"
Работы южнокорейца изобилуют метафорами. Так, в фильме "Весна, лето, осень, зима… И снова весна" Ким аллегорически повествует о разных этапах человеческой жизни и о циклическом круговороте бытия. А финальная сцена киноленты "Плохой парень", когда главный герой привозит девушку на берег моря, показывает, что получили персонажи фильма, отрекшись от романтики криминального мира и ценностей среднего класса соответственно. Главный герой фильма сам по себе является символом судьбы. Вот что о "Плохом парне" сказал режиссер: "Все хотят родиться в хорошей среде, прожить и умереть достойно. Но в жизни может произойти нечто, что ворвется в вашу жизнь без предупреждения. Действия других людей могут перевернуть вашу жизнь, и вы привыкнете к ней помимо воли. В 2001 году в бешеном городе, несмотря на все попытки держать себя в узде, я с удивлением обнаружил, что я тоже живу, как "плохой парень". Главный герой фильма – человек, который от рождения излучает несчастье. Человек мрака… тот, который с невинным взором разрушает жизнь женщины. Его действия настолько жестоки, что кажется, это дьявол. Я предпочитаю называть это судьбой". Смысл, который вкладывает кореец в свои фильмы, не всегда очевиден и однозначен. Каждый найдет в работах Кима что-то свое.
Александра Урман