Ни для кого не секрет, что театральное искусство Поднебесной отличается от привычного европейскому глазу: специфичность китайской оперы может отпугнуть неискушенного слушателя, а европеец, не знакомый с китайской постановкой «Лебединого озера», будет немало удивлен, когда Одетта исполнит арабеск, стоя на плече Зигфрида. Тем не менее классический балет в Китае тоже существует, и история его появления и развития тесно связана с историей самой республики.
Изначально традиционные китайские танцевально-музыкальные спектакли имели мало общего с классическим представлением о балете: в Китае театральное искусство синтетично, поэтому спектакль часто включает в себя цирковые элементы, пантомиму, оперу, народные танцы – в общем, всё, что способно сделать его зрелищным.
Однако создание новой страны, свободной от пагубного влияния капитализма, требовало и обновления культуры. Мао Цзэдун немало говорил об искоренении пережитков прошлого во всех сферах, включая танцевальное искусство. Как это ни парадоксально, развивать эстрадный танец следовало, опираясь на опыт злостных капиталистов. Сказано – сделано; уже в 1949 году была создана Всекитайская ассоциация работников танцевального искусства, ставшая основой для будущей Китайской ассоциации танцоров. С неё-то все и началось.
Знакомством с балетными канонами молодая Китайская Народная Республика была обязана в том числе и Советскому Союзу. После установления дружеских отношений между республиками множество советских хореографических коллективов, от Ансамбля народного танца Игоря Моисеева до труппы Большого театра, устраивали бесчисленные гастроли по Поднебесной, дабы продемонстрировать достижения Страны Советов и найти преемников среди китайских товарищей. В Китай привозили «Жизель», «Каменный цветок», «Лебединое озеро». Особняком стоял «Красный мак» – отчасти пропагандистский, но обладавший безусловной художественной ценностью балет, рассказывавший историю о любви китайской танцовщицы и русского моряка в Старом Китае. В роли китаянки Тао Хоа, к слову, блистала прима Галина Уланова – у китайцев, еще не сраженных изяществом советского балета, не осталось шансов.
Вдохновившись увиденным, танцоры начали активно создавать базу для развития балетного искусства в Китае. Первым балетом, созданным по западному образцу, стала постановка «Голубь мира», срежиссированная китайской танцовщицей Дай Айлянь —одной из немногих обучавшихся на западе китайских балерин, впоследствии работавшей еще и над развитием и возрождением народных танцев.
Впоследствии в Китае начали открываться школы и академии классического балета, созданные советскими и китайскими специалистами. Методы преподавания были позаимствованы у советских коллег. Известные советские хореографы В.И. Цаплин и П.А. Гусев обучали китайских танцовщиков всему, что унаследовали сами от московской и петербуржской балетной школы. Немало содействовали русские специалисты и открытию Пекинской академии балета – первого заведения, в котором обучали классическому балету, хореографической режиссуре, актерскому мастерству, драме и музыке. Результаты не заставили себя долго ждать: первый плод синтеза западного балета и традиционной музыкальной драмы Китая, балет «Волшебный фонарь», был поставлен в 1957 году под руководством Ли Шаочуня, известного деятеля пекинской оперы, и советского балетмейстера В.И. Цаплина, а в 1958 году китайские танцоры участвовали в первой в КНР постановке «Лебединого озера», которое и по сей день остается самым любимым балетом китайцев.
Надо сказать, что особую роль в сценическом искусстве КНР того времени играл исторический бэкграунд и реалистичность: сюжеты о борьбе за независимость, притеснении и лишениях китайского народа облачались в новую форму, и традиционная музыкальная драма становилась еще более зрелищной. Так в Поднебесной начали появляться собственные балеты – «Красавица-рыбка», «Легенда о белой змее», «Общество малых мечей». Сюжеты всех вышеперечисленных постановок самобытны и отражают ментальность китайского народа: «Красавица-рыбка» – вариант сказки о Золушке с азиатским колоритом, в постановке которого использовались красочные костюмы и декорации, «Легенда о белой змее» — один из наиболее популярных сюжетов, повторяющихся и в музыкальной драме, и в китайской опере. В «Легенде» рассказывается о мальчике по имени Сюй Сянь, у которого в детстве была змейка. Впоследствии родители заставили Сюй Сяня отпустить её, но однажды во время шторма змея превращается в прекрасную принцессу Бай Нян, обладающую магической силой, и находит Сюй Сяня.
Балет «Общество малых мечей» стал одним из образцов классических революционных балетов — эмоциональных и красочных постановок, как правило рассказывающих о борьбе смелого и справедливого китайского народа против жестоких тиранов-капиталистов. В основу «Общества» положены события крестьянской войны конца 19 века, а именно восстание тайного Общества малых мечей 1853 года, в результате которого в Шанхае была свергнута цинская власть. Известны также и балеты «Девушка с седыми волосами» и «Красный женский отряд». Сюжет «Девушки с седыми волосами» повторяет древнюю китайскую легенду о борьбе с захватчиками, а «Красный женский отряд» повествует о Китае времен гражданской войны и борьбе коммунистов за будущее страны. Несмотря на то, что времена культурной революции и яростной пропаганды давно прошли, революционные балеты настолько любимы публикой, что регулярно собирают полные залы и демонстрируются за рубежом.
Так или иначе, классическая балетная школа в КНР прижилась и, вкупе с традиционными мотивами в творчестве, стала давать невероятные плоды на радость ценителям. О том, как трансформировался китайский балет за последние десятилетия и что балетные коллективы КНР представляют на фестивалях сегодня, мы поговорим в следующий раз.
А в качестве бонуса прикрепляем отрывки из балетов «Девушка с седыми волосами» и «Красный женский отряд»:
Вера Портнова