6 августа этого года в Египте произошло важное для страны событие: был торжественно открыт Новый Суэцкий канал.
С геополитической точки зрения Египет всегда занимал важное положение. На севере его территория омывается водами Средиземного моря, а на юге – Красного. Большое значение Красного моря определяется тем, что оно дает выход к Индийскому океану. Для европейских держав, стремившихся установить контроль над Азией, было принципиально важно найти наиболее короткий морской путь из Европы в Индию. Изначально, чтобы добраться туда из Европы, необходимо было плыть через мыс Доброй Надежды, огибая весь африканский континент, что, очевидно, было неудобно.
Впервые канал, соединявший Средиземное и Красное моря, был построен приблизительно в 500 г. до н. э. персидским царем Дарием Великим, покорившим Египет. Канал функционировал несколько веков, однако после завоевания Египта Византией вскоре был заброшен. Позже, в VIII веке, по приказу халифа аль-Мансура канал был окончательно засыпан, поскольку власти Халифата опасались возможного отделения Египта. К XIX в. европейцы проложили торговый путь до Индии через Египет, однако он, тем не менее, отнимал много времени, поскольку до находящегося на берегу Красного моря Суэца от берегов Нила нужно было добираться на верблюдах. Стали появляться проекты строительства канала, который бы соединил два моря. В 1854 г. французский дипломат Фердинанд Лессепс получил от египетского правителя Саида-паши концессии на создание компании по строительству морского канала. Проект оказался долгостроем: работы начались в 1859 г., а закончились только спустя 10 лет. 17 ноября 1869 года был торжественно открыт Суэцкий канал, по которому смогли ходить из Европы в Индию, не огибая Африку. Протяженность построенного канала составила 168 км.
Вскоре после строительства канала Египет оказался на грани разорения. В 1876 году он был объявлен банкротом, и у египетского хедива (правителя) Исмаила Паши не оставалось другого выхода, кроме как продать долю Египта во «Всеобщей компании Суэцкого канала». Ее приобрела Великобритания, и, таким образом, каналом стали распоряжаться англичане и французы. В 1882 г. после провозглашения британского протектората над Египтом Суэцкий канал фактически стал собственностью Великобритании. Так продолжалось до середины XX в.
В 1952 г. к власти в Египте пришла военная организация «Свободные офицеры», низложившая марионеточную монархию в стране. Ставший президентом Египта лидер этой организации Гамаль Абдель Насер в 1956 г. объявил о национализации Суэцкого канала, за чем последовала война против Египта, в которую помимо Англии вступили также Франция и Израиль. Не без помощи СССР Египет выстоял в этой войне, и с тех пор каналом стали распоряжаться египтяне.
Суэцкий канал стал со временем главным бюджетообразующим проектом Египта — он приносит стране ежегодно около 4,7 млрд. долларов. Канал был усовершенствован, и теперь достигает в длину 193 км, в ширину 350 м, а в глубину 20 м. В день через Суэцкий канал могут проходить до 49 судов. Таким образом, он является кратчайшим водным маршрутом между Средиземным морем и Индийским океаном. Он же является жизненно необходимым источником иностранной валюты для Египта в условиях снижения дохода от туризма и уменьшения инвестиций после революции 2011 года, когда был свергнут президент Хосни Мубарак, и к власти на два года пришли «Братья-мусульмане». Очередной переворот произошел летом 2013 года. Президент-исламист Мухаммед Мурси был свержен военными, с тех пор власть в стране находится в руках экс-министра обороны Абдель Фаттах ас-Сиси, ставшего в 2014 году новым президентом Египта.
После Арабской весны и двух переворотов экономика Египта оказалась в очень тяжелом состоянии. После прихода к власти Абдель Фаттаха ас-Сиси был разработан проект по ее восстановлению. Одной из составляющих этого проекта стало строительство дублера Суэцкого канала, который в перспективе мог бы позволить Египту увеличить доход от водного пути в 2,5 раза. В августе 2014 года было объявлено о решении построить «Новый Суэцкий канал», который должен расширить пропускную способность всего канала. Строительство началось в том же месяце. Целью проекта по расширению Суэцкого канала стало обеспечение двустороннего движения судов по нему. Изначально планировалось, что новый канал будет вырыт за три года, однако по требованию правительства Египта и лично президента страны Абдель Фаттаха ас-Сиси в сентябре прошлого года было объявлено, что новый Суэцкий канал будет готов уже в августе 2015 года.
«Новый Суэцкий канал» был торжественно открыт 6 августа 2015 года. На церемонии открытия присутствовали многие высокопоставленные лица. Так, среди гостей были российский премьер Дмитрий Медведев, французский президент Франсуа Олланд, король Иордании Абдалла II и ряд представителей различных арабских и африканских государств. Египетский лидер Абдель Фаттах ас-Сиси прибыл на церемонию на яхте «аль-Махруса», что в переводе с арабского означает «хранимая».
Египетские власти уделили большое внимание вопросу безопасности во время празднества, поскольку в стране не все спокойно: в египетской столице Каире и на Синайском полуострове периодически происходят теракты, осуществляемые исламистами. В провинциях, имеющих выход к каналу, были приняты повышенные меры безопасности. К охране государственных объектов и самого канала были привлечены порядка 10 тысяч полицейских, а также армейские части. Про армию стоит сказать, что она внесла большой вклад в строительство канала, предоставляя для этой цели инженерные части. Кроме того, в постройке нового канала принимали участие компании из ОАЭ, Нидерландов, Бельгии и США.
Что интересно, финансировали канал сами египтяне. Египетское правительство выпустило облигации под 12 % годовых, благодаря чему удалось собрать более 8 млрд. долларов для строительства канала. Крупные и мелкие инвесторы буквально за неделю раскупили все облигации.
Ожидается, что благодаря возможности двустороннего движения судов по обоим руслам — старому и новому — дублер Суэцкого канала позволит увеличить пропускную способность более чем в два раза (с 47 до 97). Египетские экономисты оптимистично надеются, что к 2023 году доходы от канала вырастут с 5 млрд долларов в год до 13,5 млрд долларов. Новый канал составляет в длину около 72 км и состоит из двух секций: новой (35 км) и расширенной старой (37 км). Новая секция идёт параллельно старому Суэцкому каналу, который открыли в 1869 году. Его ширина не позволяла кораблям двигаться в двух направлениях на протяжении всего пути, поэтому они вынуждены были стоять в очереди, ожидая, когда пройдут другие корабли. В новом канале, тем не менее, двустороннее движение будет задействовано только в новой секции. Однако это сократит время простоя кораблей с 11 до трёх часов. Время самого прохода по каналу, как ожидается, будет сокращено с 18 до 11 часов.
Среди аналитиков существуют разные мнения насчет нового Суэцкого канала. Если в среде египтян превалируют оптимистичные настроения, то среди зарубежных экспертов есть те, кто настроен крайне скептически. Они, в свою очередь, считают, что «Новый Суэцкий канал» не сможет решить экономические и политические проблемы Египта. Во-первых, старый канал недостаточно загружен. Во многом это может быть связано с потерей прежнего интереса Запада к нефти в странах Персидского залива. Во-вторых, объемы мировой торговли недостаточно высоко растут, что, безусловно, не может не отражаться на доходах от канала. По мнению экспертов международной консалтинговой компании Capital Economics, вряд ли вложенные в строительство «Нового Суэцкого канала» инвестиции окупятся. Для того, чтобы ожидания египетских властей оправдались, до 2023 года мировая торговля должна расти высокими темпами, достигающими как минимум 9 % в год. На данный момент она растет максимум на 6 %. С другой стороны, Суэцкий канал берет на себя порядка 10 % мировой морской торговли, что является достаточно высоким показателем.
Как видно, судить о будущих перспективах нового канала пока достаточно рано — оправдаются ожидания египетского правительства или нет, зависит в первую очередь не от египтян, а от непредсказуемых мировых экономических трендов.
Рустам Имаев