Разделение Кореи является одним из самых трагичных событий XX века. Полуостров, «разрезанный» по 38-й параллели, продолжает оставаться пережитком Холодной войны, участники которой мало задумывались о последствиях своих действий для простых граждан.
К сентябрю 1948 года на полуострове образовалось два государства, диаметрально противоположных в идеологическом плане. Начавшаяся вскоре после этого Корейская война явственно продемонстрировала невозможность объединения двух стран силой. Впоследствии разрыв между Севером и Югом только увеличивался.
На данный момент перспективы объединения полуострова представляются, мягко говоря, туманными. Простые люди и на севере, и на юге всё меньше хотят жить в рамках единой страны. Согласно опросам общественного мнения, большинство населения Южной Кореи в возрасте до 40 лет не стремится к воссоединению. Отставание же КНДР от РК во всех сферах становится всё более явным и составляет, в среднем, 30 лет. Решение вопроса осложняется также тем, что большое количество стран имеет свои интересы на полуострове, среди них Россия, Китай, США, Япония и прочие.
Тем не менее, согласно заявлениям официальных лиц обеих стран, объединение Кореи является одной из приоритетных задач. Так, в преамбуле конституции РК прописано, что президент возлагает на себя «миссию осуществления демократических реформ и мирного объединения родного государства», а статья 3 гласит: «Территория Республики Корея включает в себя Корейский полуостров и соседние с ним острова». В структуре правительства есть Министерство по делам объединения страны.
Примером попыток поиска решения проблемы объединения стала конференция «Затраты и выгоды объединения Корейского полуострова для США, Китая, Японии и Южной Кореи», прошедшая в Сеуле 17 сентября 2014 года. В мероприятии, которое было организовано государственным Корейским институтом международной экономической политики (КИМЭП), приняли участие более сотни ученых, экспертов, профессоров, дипломатов, журналистов из России, Южной Кореи, США, Китая, Японии, Германии, Франции, Индии, Великобритании и других стран. В ходе дискуссии участники рассмотрели сценарии объединения полуострова, некоторые из которых подверглись критике, а другие, напротив, получили одобрение.
Vostok Magazine рассмотрел пять возможных сценариев объединения Корейского полуострова.
Итак, первым сценарием объединения является так называемое «военное объединение» путем захвата Севера армией Юга. Несмотря на то, что сценарий кажется маловероятным, некоторые эксперты не исключают такого варианта. При помощи США и противников режима чучхе части южнокорейской армии займут территорию Северной Кореи. Как пишет А. Ланьков: «После этого начнется процесс переваривания Севера, который, учитывая гигантский разрыв в культурном и экономическом развитии, может занять десятилетия и будет крайне мучительным как для жителей Севера, так и для жителей Юга».
С одной стороны, как уже отмечалось выше, такой сценарий вполне реален. С другой, возможное наличие ядерного оружия у КНДР, а также интересы Китая в регионе будут препятствием для победоносного завершения войны на севере.
Кроме того, необходимо отметить, что данный сценарий является худшим для России. Как отметила С. Суслина на сентябрьской конференции в Сеуле: «Худшим для России сценарием будет объединение Кореи как следствие полномасштабной войны на Корейском полуострове, которая, при нынешней ситуации, реально может быть инициирована только США либо Южной Кореей, но при поддержке и согласии Вашингтона».
Вторым сценарием является свержение режима силами оппозиции. В КНДР свершится революция, которая, весьма вероятно, перерастет в гражданскую войну сторонников Кимов с новыми властями. События в стране, расположенной в самом центре важнейшего в геополитическом плане региона, конечно, не будут оставлены без внимания США и Китаем, а вместе с ними, вероятно, Россией и Японией. Исход противостояния этих стран и определит дальнейшую судьбу Севера.
Но есть ли оппозиция в КНДР? На данный момент ответ один — нет, и быть не может, ибо в стране нет условий для её появления. Тем не менее в прессе всё чаще появляются сообщения о митингах и демонстрациях по всей стране. Необходимо, однако, понимать, что подобные выступления не носят спланированный характер, они стихийные и при этом подавляются с особой жестокостью. Многие эксперты на Западе выдвигают гипотезы о наличии недовольных в армии (Ким Чен Ын провел массовые увольнения «старой школы» со службы), в среде интеллигенции и студенчества. На деле же нынешняя оппозиция, даже при условии её наличия, никакой реальной опасности режиму не представляет.
Выступать в роли оппозиции означает выступать против своей страны, которая уже много лет живет в состоянии «враг у ворот». Многие на севере это понимают. Разрушать существующий режим — обрекать свою страну на ужасы революции и гражданской войны, а также на прекращение существования как суверенного государства.
Третьим сценарием объединения полуострова является политика примирения и сотрудничества, она же «политика солнечного тепла», разработанная при президенте РК Ким Дэ Джуне и поддержанная его преемником Но Му Хёном. Суть её заключается в создании условий для мирного сосуществования двух стран.
В своей статье известный кореевед Г.Толорая пишет: «Политика Ким Дэ Чжуна-Но Му Хёна выводила «за скобки» исторические конфликты и в принципе открывала путь к возможному, по мере смены поколений, объединению или созданию своего рода «союзного государства» на принципах «одна страна, две системы». КНДР, разумеется, выступала в этом процессе с эгоистических, иждивенческих позиций, намереваясь законсервировать свой режим за южнокорейский счет, ничем не поступаясь. Вместе с тем, такой сценарий, несмотря на стремление северокорейских радикалов использовать его для ослабления Южной Кореи и отрыва ее от США, мог бы, помимо их воли, привести к долгосрочной стабилизации ситуации на полуострове, а по прошествии лет – к снижению враждебности КНДР к окружающему миру и началу назревших перемен в этой стране».
В итоге эта политика была свернута. И нельзя утверждать, что основанием к тому послужили исключительно действия КНДР. Так, 13-15 июня 2000 г. в Пхеньяне прошел межкорейский саммит, давший заметный толчок развитию отношений двух государств. Затем были проведены несколько встреч на уровне министров, сотрудничество между двумя государствами было особенно активным во второй половине 2000 года. Значительную роль в охлаждении межкорейских отношений в 2001 году сыграла смена американской администрации. 20 января 2001 года Джордж Буш вступил в должность президента США. Несмотря на то, что ранее президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун высказывал надежду на то, что новый глава США продолжит в отношениях с Северной Кореей линию своего предшественника Билла Клинтона, как показали дальнейшие события, надежды южнокорейского президента были напрасными. В начале марта 2001 года Ким Дэ Чжун совершил визит в США, 7 марта он и Джордж Буш выступили с совместным заявлением, в котором говорилось, что главным в вопросе безопасности на Корейском полуострове остаются союзнические отношения Республики Корея и Соединенных Штатов Америки, а также подтверждался факт того, что межкорейские связи вносят заметный вклад в укрепление мира и стабильности на Корейском полуострове. И хотя официально Буш заявлял о поддержке политики, проводимой его южнокорейским коллегой в отношении КНДР, вышеупомянутое совместное заявление, по сути, ознаменовало закат «политики солнечного тепла». Так, уже в сентябре 2001 года произошло первое столкновение на ДМЗ. Затем стычки между КНДР и РК стали регулярными, а сотрудничество хотя и продолжалось, но уже отнюдь не так интенсивно, как во второй половине 2000 года – отношения двух Корей вошли в привычное русло.
В ноябре 2010 года южнокорейское министерство по делам объединения опубликовало «Белую книгу», где отмечалось: «Политический курс, который проводился в 1998-2008 годы президентами Ким Дэ Чжуном и Но Му Хёном, не привел к позитивным изменениям в КНДР. Пхеньян не отказался от программы создания собственного ракетно-ядерного оружия. Потопление Северной Кореей в марте этого года южнокорейского корвета «Чхонан» привело к гибели 46 моряков, что говорит о том, что ее политика не изменилась, несмотря на помощь, оказанную нами».
Сменивший Но Му Хёна на посту президента Ли Мён Бак полностью отказался от политики умиротворения северного соседа. «Она может быть продолжена только в случае отказа Пхеньяна от создания оружия массового уничтожения и возобновления им участия в шестисторонних переговорах по денуклеаризации Корейского полуострова», – заявил он.
Четвертым сценарием является концепция, разработанная Ким Ир Сеном в 1993 году. Он выдвинул «Программу великой национальной консолидации всей нации для объединения родины из десяти пунктов», связанную с образованием Демократической Конфедеративной Республики Корё. Суть идеи сводится к образованию конфедеративной республики, предусматривающей существование двух общественных систем и двух правительств в рамках одной нации и одного государства. Инициатива Севера во многом похожа на «политику солнечного света» Ким Дэ Джуна, разработанную, заметим, после. Данный факт четко показывает стремления обеих стран к поиску оптимального сценария воссоединения.
И, наконец, пятым сценарием является полное воссоединение через постепенную интеграцию наподобие европейской. Главное условие начала интеграции — готовность обществ обеих стран объединяться на добровольной основе.
Постепенное сближение Юга и Севера через развитие сотрудничества в различных сферах — наиболее реалистичный и оптимальный для России сценарий объединения двух Корей. «Реализация этого варианта не ущемляет ничьих интересов – ни Юга, ни Севера, ни одной из крупных окружающих держав, но в то же время позволяет максимально защитить интересы России в сфере экономики и безопасности», – отмечает С.Суслина.
Мы разобрали пять наиболее вероятных сценариев. Необходимо отметить, что в нынешних условиях возможно появление новых возможностей для диалога и развития отношений между Севером и Югом. Диалога, который сможет подготовить почву для будущего объединения. Пока же ни один из вышеизложенных вариантов воссоединения не может быть реализован. «Похолодание» в отношениях между КНДР и РК и сворачивание курса «солнечного тепла» при Ли Мён Баке сменилось новой сдержанной политикой Пак Кын Хе, которая весьма аккуратно выстраивает систему отношений с Севером.
Недавно стало известно, что Ким Чен Ын приедет в Москву 9 мая на празднование 70-летия Победы. Вслед за этим южнокорейская газета «Korea Times» опубликовала статью, в которой сообщалось, что южнокорейские парламентарии считают, что «Пак Кын Хе должна обязательно посетить Москву, чтобы принять участие в мероприятиях, и не обращать внимания на попытки США отговорить президента от этого шага. По их словам, Южная Корея способна самостоятельно решить этот вопрос».
В интересах России поощрять снижение напряженности между Кореями и заниматься развитием диалога и сотрудничества. Наша страна может стать главным «посредником» в диалоге Севера и Юга при условиях желания ведения такого разделенной страной утренней свежести.
Несмотря на всю сложность проблемы, на частое нежелание сторон проявлять инициативу, на наличие большого количества заинтересованных третьих стран и других обстоятельств, мы надеемся на скорейшее решение проблемы разделенного корейского народа.
Константин Синёв