Японское безразличие к смерти всегда наводило ужас на европейцев. Стоит только вспомнить самураев, совершавших ритуальное самоубийство – харакири (сэппуку), или камикадзе, испортивших психику не одной сотне американских солдат. На первый взгляд их действия кажутся героическими. Однако при более тесном знакомстве с этнопсихологией японцев становится ясно, что смерть они воспринимают скорее как обыденную неизбежность, имеющую ко всему прочему еще и практическую цель. Так что особого героизма в добровольной встрече со смертью, с точки зрения японцев, нет.
Данный аспект японского сознания прекрасно отражен в фильме Сёхэя Имамуры «Легенда о Нараяме». Кинолента Имамуры, вышедшая на экраны в 1983 году, является ремейком одноименного фильма Кэйсукэ Киноситэ, выпущенного в 1958 г. Сюжет кинокартины основан на книге Ситиро Фукузавы «Человек из Тохоку». Действие фильма происходит в XIX веке в небольшой деревушке, жители которой постоянно находятся на грани голодной смерти. Уклад их жизни таков, что испокон веков «лишних» детей выкидывают на рисовые поля, за воровство людей закапывают заживо, а стариков относят умирать на гору Нараяма. Главной ценностью является не жизнь, а рис и рабочие руки.
Разумеется, не всем жителям это нравится. Фильм повествует о трагических судьбах людей, которые попытались противопоставить чувства обычаю: жениться по любви, сохранить жизнь детям, не убивать собственных родителей.
Фильм также помогает понять такую особенность японцев, как коллективизм. Если личный интерес противоречит общественному, от него стоит отказаться, дабы не запятнать честь семьи. С учетом того, что смерть традиционно считается японцами более предпочтительной, чем позор, благополучие группы достигается в основном через трагедию личности. Несмотря на то, что герои фильма жили более ста лет назад и в наши дни японцы давно не умирают с голоду и не удобряют младенцами рис, явно заметна отсылка к одной из самых острых проблем современного японского общества: подавлению индивидуальности.
Картина очень неоднозначна и, несмотря на присужденную ей Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 1983 г., она получила также множество критических отзывов, согласно которым «Легенда о Нараяме» жестока и аморальна. Стоит заметить, что подобными эпитетами японские кинофильмы характеризуют довольно часто (например, «Империю чувств» Нагисы Осимы или «Воронов» Такаси Миике). На мой взгляд, все дело в восприятии европейцами самого концепта смерти как страшного и неотвратимого явления, равнодушие к которому считается низким и греховным. Отсюда и соответствующая оценка ими фильмов подобного рода. Стоит отметить, что, в целом, жестокость — характерная черта восточноазиатского кинематографа.
Зритель, интересующийся японской культурой и желающий посмотреть нечто «не мейнстримное» и «хардкорное», непременно оценит «Легенду о Нараяме» по достоинству.
Екатерина Декаленкова