Автор: Кристина Малык
С каждым годом в мире растёт число атеистов и агностиков. Израиль, одна из наиболее прогрессивных и высокотехнологичных стран мира, также подверглась этой тенденции. Однако, согласно законам еврейского государства, на территории страны можно заключать исключительно религиозные браки. Это значит, что люди, не причисляющие себя ни к одной из религий, имеющих официальные институты в Израиле (это иудаизм, ислам и христианство) не могут сочетаться браком на территории Государства Израиль. Почему так происходит? Что делать влюблённым, относящимся к разным конфессиям? Собирается ли Кнессет вносить какие-либо поправки в законодательство? Существует ли какой-нибудь выход из сложившейся ситуации? Давайте разберёмся.
Религиозный брак, в отличие от гражданского, заключается не чиновниками, а духовенством в рамках той религиозной общины, к которой будущие молодожёны себя относят. Так, иудеи обращаются в раввинат, христиане идут к священнику, а мусульмане – к мулле. Те, в свою очередь, одобряют бракосочетание и проводят его в соответствии с религиозными традициями.
Но такая схема работает, если молодожёны принадлежат к одной и той же конфессии. Если, например, иудей и христианка решат создать семью в Израиле, ни одна религиозная община не сможет им помочь. При этом каждый год всё большее число молодых людей сознательно отказываются причислять себя к какой-либо конфессиональной группе и не хотят заключать брак в рамках той или иной религиозной традиции.
Подобная проблема не становилась столь остро до 1990-х годов: после массовой репатриации евреев из стран СНГ и членов их семей, количество неевреев и атеистов в Израиле значительно возросло. Примерно в это же время начинает расти общее число агностиков и атеистов среди израильтян – как сабров (родившихся в Израиле), так и репатриантов.
Кнессет отозвался на социальные изменения в стране бурными дискуссиями о проблеме гражданских браков. Но, к сожалению, серьёзных плодов они не принесли. В феврале 2008 года депутаты от партии «Наш дом – Израиль», основной электорат которой и составляют репатрианты из стран СНГ, внесли законопроект о процедуре введения в Государстве Израиль официального института, который занимался бы заключением гражданских браков. Однако законопроект был отвергнут большинством парламентариев.
На данный момент существует только один выход из сложившейся ситуации: пара, которая не хочет или не может заключить религиозный брак в Израиле, заключает гражданский за границей. Подобные браки автоматически признаются на территории еврейского государства и не требуют консульского заверения. Так, израильские молодожёны регулярно устраивают свадьбы на соседнем Кипре: для среднестатистического жителя Земли Обетованной поездка обойдётся довольно дёшево. Также влюблённые нередко отправляются в Чехию, Швейцарию или же страны, откуда они репатриировались. Стоит отметить, что такой способ заключения брака становится всё более и более распространённым среди молодого поколения израильтян.
Остаётся логичный вопрос: почему же Кнессет бездействует? Что мешает привнести такой обыденный светский закон в жизнь Израиля? Проблема как раз и заключается в огромном влиянии духовенства, в первую очередь, раввината, на внутриполитические процессы в стране. Корни её уходят в историю, до создания Государства Израиль, когда иудаизм на протяжении практически 2000 лет во всех частях света был религией меньшинства и не имел серьёзного влияния ни в одном государстве. И с созданием еврейского государства ситуация изменилась – раввинат, а также религиозные политические партии Израиля оказывают невероятное влияние на социально-политические процессы, протекающие в стране, зачастую запрещая те или иные проявления светского образа жизни: так, в Израиле запрещены не только гражданские браки, но и работа по субботам (последняя вообще преследуется по закону).
Итак, становится ясно, что проблема внедрения гражданского брака в израильское законодательство – процесс спорный, сложный и болезненный. Сложно даже оценить, когда этот шаг действительно будет принят, ведь слухи о принятии такого закона ходят уже не первое десятилетие.