SEALD (Students Emergency Action for Liberal Democracy) — самое крупное за последние 50 лет общественное движение, организованное японскими студентами, которые в борьбе за конституционную демократию проводят митинги и демонстрации в различных регионах Японии. В целом же социальная база движения давно выходит за рамки молодежно-студенческой.
Движение было организовано тремя японскими студентами в конце 2013 г. Первым шагом, предпринятым группой, было создание "исследовательских групп" для изучения современных проблем Японии. Японские активисты предыдущих поколений в большинстве своем были идеологизированы — их интересовали Маркс и Ленин, Локк и Арендт. В отличие от них, у SEALD по факту отсутствует приверженность какой-либо идеологии. Напротив, цели движения предельно прагматичны и касаются в первую очередь насущных проблем, о которых население Страны восходящего солнца регулярно слышит в новостях.
Основной целью SEALD является защита свободной и демократической Японии. Для них это прежде всего означает защиту конституции, которой, по их мнению, угрожает нынешняя администрация Абэ. Если говорить более предметно, они выступают против принятого 19 сентября 2015 г. закона "о разрешении использования вооруженных сил Японии за границей".
Суть данного законодательного акта заключается примерно в следующем: "Согласно закону, Силы самообороны (японская армия) могут применяться в рамках коллективной обороны для защиты дружественных государств, даже если сама страна не подвергается нападению. Участие в заграничных операциях обусловлено рядом условий. В частности, отмечается, что не должно существовать альтернативы военному вмешательству. Сила будет применяться в минимально необходимом объеме. При этом сам конфликт должен нести в себе угрозу существованию Японии и праву ее народа на жизнь и свободу".
Применительно к режиму Абэ активисты SEALD зачастую используют понятие "фашизм". По их словам, такой "сильный" термин используется для привлечения внимания старших поколений к проблеме.
Кроме того, движение занимается вопросами экономического неравенства и плохих условий труда. SEALD выступают против повышения налога на потребление, аргументируя это тем, что он ударит в первую очередь по бедным слоям населения. Также они пропагандируют идею необходимости усиления контроля за большими конгломератами, которые, в частности, вынуждают людей работать в ненормированном графике, а также не оплачивают сверхурочные часы.
Опубликованный на сайте движения манифест гласит: "Мы, как молодое поколение, должны быть теми, кто думает об этих проблемах и предлагает реалистичное их видение. Мы призываем всех либералов сформировать единый фронт, чтобы защитить японскую традицию либеральной демократии. Мы также призываем каждого члена общества быть готовым встретиться с этой проблемой лицом к лицу, думать о насущных вопросах и предпринимать соответствующие действия. Наши действия в ближайшие месяцы станут щитом, который будет защищать свободу и демократию в Японии".
SEALD ориентировано прежде всего на молодое население. Акции, организованные активистами движения, привлекают общественное внимание хорошо продуманным визуальным образом — от стиля одежды участников до манеры подачи информации о движении в медиа. Также для вовлечения молодежи в свои ряды лидеры SEALD приглашают на уличные демонстрации популярных диджеев и хип-хоп музыкантов. В итоге движение завоевывает все большую популярность у молодого поколения, в том числе у подростков — возраст некоторых участников протестов не превышает 16 лет.
Важным отличием SEALD от других студенческих протестных движений (например, в Гонконге или на Тайване) является способ мобилизации и рекрутирования участников. Если в Гонконге и на Тайване основным "оружием" для расширения социальной базы протестов были социальные сети и мессенджеры, в Японии таким им служат непосредственно акции протеста. Для японцев, потенциально заинтересованных в деятельности SEALD, демонстрации являются ключевыми моментами в кампании, так как именно они позволяют людям находить тех, кто озабочен теми же проблемами и готов их решать сходными методами.
Появление серьезного студенческого движения в Японии, с одной стороны, может показаться экстраординарным феноменом, учитывая стремление японских студентов проводить в университетах самые беззаботные годы: для них пора студенчества — это прежде всего передышка между интенсивной учебой в старших классах школы и поступлением на работу в японскую компанию. С другой стороны, если рассматривать данное общественное движение в глобальном контексте, можно обнаружить, что схожие студенческие демонстрации в последний год имели место в двух соседствующих с Японией регионах: "революция подсолнухов" на Тайване и "революция зонтиков" в Гонконге. Учитывая исторические тенденции развития массовых общественных движений, их взаимосвязь друг с другом и появление "вспышек" гражданского неповиновения в разных регионах одновременно, как это было в 1848 г., 1968 г. и 1989 г., возможно, имеет смысл говорить о какой-то новой мировой тенденции формирования массовых студенческих движений. Недавно, например, массовые студенческие протесты прошли и в ЮАР.
Появление движения SEALD свидетельствует об активизации гражданской позиции молодых японцев. Крупные массовые движения, даже если они не достигают своих целей, все равно оставляют след в истории и накладывают определенный отпечаток на своих участников. Даже если эти протесты не приведут ни к каким значимым изменениям сейчас, вероятнее всего, они создадут некоторую базу для последующих изменений. Как Пражская весна 1968 г. подготовила почву для Бархатной революции 1989 г. Конечно, нельзя рассматривать SEALD как потенциально революционное движение, но новые политические идеи, привносимые в общество и им принимаемые, могут проявить себя в долгосрочной перспективе.
Глеб Папышев
Источник изображений: http://www.sealds.com/