Свободы хотят все. Но так кажется только со стороны. На самом же деле в глубине души свободы не хочет никто. Свобода подобна горному воздуху. Для слабых она непереносима.
Рюноскэ Акутагава
Политические свободы
Основы современной политической системы Японии были заложены конституцией 1947 года, по сути навязанной японцам американцами. Ее важнейшим положением стало признание суверенитета народа, основных прав человека, принципа разделения властей и местного самоуправления. После принятия конституции постепенно возрастала политическая активность населения Японии. Теперь у бывших подданных императора появились различные гражданские права и свободы, такие как возможность участвовать в выборах, законно выходить на митинги и марши, участвовать в забастовках (которых, правда, в последние годы практически не было). До принятия этого документа японское общество было четко разделено на привилегированные и непривилегированные сословия. Вторые до 18 века вообще не имели права на официальное выражение несогласия с проводимой в стране политикой. В 1721 году в Эдо (современный Токио) была воплощена идея создания ящика для подачи жалоб (мэясубако). При подаче жалобы непременно нужно было указывать свое имя и адрес. Анонимные послания на рассмотрение не принимались. Можно было жаловаться на затягивание судебного процесса, нарушение общественного порядка, произвол чиновника. Разрешалось высказывать критику по политическим вопросам и предлагать идеи. Несмотря на отсутствие анонимности, система мэясубако пользовалась популярностью среди жителей Эдо.
В настоящее время японское общество функционирует, опираясь на несколько принципов. Во-первых, традиционная система отношений стремится обеспечить участие в принятии решений максимального числа членов группы. Желательно, чтобы решения принимались на основе консенсуса всех ее членов. Главная цель — согласие общества. Если политика правительства не устраивает широкие массы, начинаются митинги и протесты. Катастрофа на атомной электростанции Фукусима в 2011 году обратила внимание населения на проблему использования атомной энергетики в Японии (по количеству реакторов страна занимает третье место в мире после Франции и США). Тысячи людей принимали участие в акциях, требуя закрыть АЭС по всей Японии и найти более безопасные источники энергии. Протесты отчасти возымели успех, на сегодняшний день работа всех японских АЭС приостановлена.
В 2014 году парламент Японии принял закон об охране государственной тайны. Значительная часть населения не приветствует принятие подобного закона, поскольку люди боятся, что закон обернется против них. Оппозиция и либеральные круги Японии выступили против принятия закона, так как считают, что он может быть использован в ущерб свободе слова и, в зависимости от толкования, может представить фактически любое общение чиновника с прессой как государственную измену. Население активно выступало против принятия закона и каждое заседание парламента сопровождалось митингами. Число участников последнего митинга достигло 15 тысяч человек.
Свою собственную точку зрения касательно действующего правительства японцы предпочитают высказывать на анонимных форумах. Подобных сайтов в японском интернете огромное количество, различаются они в основном тематикой. Активность и контент (если он не касается запрещенных в стране вещей) на таких форумах никак не регулируются. Там японцы активно обсуждают животрепещущие темы, не боясь осуждения или непонимания со стороны своего окружения из реальной жизни.
Япония находится на 22 месте в рейтинге стран со свободной прессой. В последнее время журналисты обеспокоены растущим негласным давлением на СМИ. Недавно они выпустили заявление, в котором выразили озабоченность несоблюдением принципа свободы слова. Из документа следует, что многие СМИ, включая оппозиционные, воздерживаются от критики правительства, опасаясь в противном случае потерять доступ к эксклюзивной информации. Законы, касающиеся органов государственной власти, регулируют порядок освещения их деятельности, в частности, необходимость аккредитации представителей СМИ при этих органах для получения официальной информации. Кроме того, специальные органы осуществляют надзор за публикациями об органах государственной власти. Например, Служба управления императорского двора зорко следит за всеми публикациями об Императоре и членах императорской семьи.
Официально в Японии демократический режим, и нет ни тотального контроля за действиями и настроениями населения, ни дискриминации по принадлежности к полу или национальности. Однако все чаще всплывают факты пусть небольшого, но давления на прессу, оппозицию, отдельные группы несогласных с курсом правительства. Это напрямую связано с критикой политики премьер-министра Японии Синдзо Абэ и ЛДПЯ (Либерально-демократическая партия Японии). По последним социологическим опросам, уровень поддержки Синдзо Абэ опустился до рекордно низкой отметки и составил 39%. Многие японцы считают, что действующий премьер-министр не может справиться с существующими проблемами в стране. За 3 года нахождения у власти Синдзо Абэ так и не смог полностью вывести Японию из экономического спада и разрешить территориальные споры.
Сексуальные свободы и ЛГБТ
В последние годы японское правительство обеспокоено снижением рождаемости. Связано оно как с эмансипацией женщин, которые теперь зачастую предпочитают карьеру семейной жизни, так и с тем фактом, что японцы в целом теряют интерес к сексуальным контактам: по результатам одного из опросов, 45% процентов женщин заявили, что испытывают отвращение при мысли о сексе, аналогичным образом высказались 25% мужчин. Цифры, согласитесь, шокирующие. Нацеленные на карьеру женщины предпочитают не связывать себя узами брака, так как в Японии для женщины карьерный рост как правило останавливается после свадьбы: японские боссы считают, что сотрудница в скором времени забеременеет и уйдет в декрет, так что рассчитывать на нее в дальнейшем бесполезно. Аборты, кстати, разрешены только по медицинским показаниям. Сексизм в Японии таким образом принимает весьма неожиданные формы. Мужчины нередко говорят, что ни с кем не встречаются, так как не могут себе этого позволить. Сексуальные желания они удовлетворяют посредством порно, вирта, и знаменитого хентая, а при необходимости заглядывают в недорогие бордели, которых в Японии великое множество. Сексуальная неудовлетворенность японских мужчин пораждает такое явление как “сэкухара” – сексуальные домогательства. Похотливые японцы повадились щупать женщин в общественных местах, особенно часто подобные домогательства имеют место в метро в часы пик. В токийском метро из-за этого даже сделали специальные женские вагоны, заходить в которые имеют право только женщины. Показательно в данном плане нашумевшее дело “Super Free” – так называемого rape-клуба, организованного студентами престижного университета Васеда в далеком 1982 году. Эта “студенческая организация” просуществовала без малого 22 года и была закрыта полицией лишь в 2004 году. Один из лидеров клуба был приговорен к 14 годам лишения свободы.
Что касается свобод ЛГБТ, с ними в Японии как раз все в порядке. Отчасти этому благоприятствует тот факт, что гомосексуальные отношения – часть традиционной культуры Японии, тесно связанная с самурайским сословием. Ежегодный токийский “радужный парад” с каждым годом становится все масштабнее, а обсуждение темы однополых отношений происходит в СМИ все более открыто.
Свобода в социуме: отсутствие свободы
С одной стороны, Страна восходящего солнца — один из основных оплотов «духа капитализма» и демократии, с другой — постиндустриальное государство, в котором социальное отчуждение человека от всех объектов и субъектов социальной действительности сформировало бесформенно-инфантильное общество, цепляющееся за идею «вечного прогресса», прикрытую беспочвенными претензиями на продолжание древних традиций и духовность; это общество, в котором понятие свободы может существовать только в рамках политического дискурса, но никак не личности.
Сами японцы зачастую солидарны с подобным критическим мнением и говорят о том, что в Японии жизни нет в силу отсутствия личностной свободы. Одним из самых ярких проявлений этого может послужить экстремальная традиционность и ритуализированность японского общества.
Несмотря на то, что с начала 20 века «японизм» активно продается на Западе, стать японцем невозможно. Вместе с тем японское общество устроено таким образом, что иностранцу в Японии не попытаться стать частью местных ритуалов также достаточно затруднительно. Однако в силу другого культурного бэкграунда в принципе невозможно выполнить ни один ритуал так, как это делают японцы. При этом вы никогда не услышите от местных жителей похвалы за попытку повторить их ритуалы, пусть и неудачную. Потому что неверное исполнение ритуала — это отступление от правил, то есть свобода, а свободы здесь нет. И любые попытки вести себя «по-японски» автоматически превращают белого человека в «белую обезьяну».
В результате для иностранца современное японское общество представляет собой гротескное нагромождение всевозможных правил и норм, исполнение которых обязательно для индивида, чтобы оставаться включенным в контекст общества. Все эти нормы значительно облегчают существование человека, но в то же время начисто лишают его креативности в решении жизненных задач.
Пожалуй, наиболее показательна в данном отношении система пожизненного найма. После окончания университета молодые японцы сразу же устраиваются в какую-нибудь компанию и начинают очень медленно подниматься по карьерной лестнице. Возможности поменять компанию практически не существует, каким-либо образом проявить себя и ускорить карьерный рост — тоже. Иными словами, у человека не существует никакой свободы в реализации своего творческого и трудового потенциала.
В то же самое время, демократическая свобода, существующая в Японии, казалось бы, обеспечивает гражданам возможность высказывать суждения о политике, экономике и религии, но большинство японцев на эти темы просто не думает и предпочитает не иметь своего мнения или, по крайней мере, не демонстрировать его публично.
Если дистанцироваться от понимания свободы как возможности выйти на улицу города и публично охарактеризовать лидера государства и других представителей власти самым нелестным образом, не боясь при этом быть препровожденным в места не столь отдаленные, то можно утверждать, что понятие это в Стране восходящего солнца достаточно условно.
Здесь наличествует свобода сделать выбор, но только из строго определенного набора опций. Большинство жителей Японии выбирает жизнь, стабильность, работу в офисе с 7 утра до позднего вечера, добровольно-принудительные пьянки с коллегами, высокий доход после 10-15 лет преданной службы на благо корпорации… Лишь немногие отваживаются преодолеть страх неизвестного, страх потери привычной почвы под ногами и отдают предпочтение нестандартным, а иногда и экстремальным видам заработка: военный корреспондент, свободный художник и т.д.
Японское общество базируется на принципе включения и исключения, и существенное расхождение действий индивида с предписанными нормами будет означать отторжение из общественного культурного пространства, необходимость существовать параллельно. Не зря утверждают (и продолжат утверждать в обозримом будущем), что в японский социум полностью интегрироваться извне в большинстве случаев попросту невозможно, несмотря на владение культурным кодом, знание языка или чисто этническую принадлежность к японской нации.
Понимание свободы у японцев противоположно российскому: это возможность жить, не мешая другим, и с осознанием того, что никто не помешает тебе, до тех пор, пока ты действуешь в строго заданных рамках, соблюдение которых минимизирует взаимодействие с другими людьми и ставит комфорт окружающих и всеобщее благо превыше чаяний одинокого, всеми забытого посреди огромного мегаполиса офисного работника, кинувшего свою жизнь без остатка в топку экономического развития страны.
История Японии, если сравнивать ее, например, с китайской или индийской, сравнительно коротка, зато досконально изучена и множество раз проинтерпретирована: японцы очень бережно относятся к старине. Зачастую здесь происходит наслоение нововведений на более старые, традиционные, а потому внушающие большее доверие, схемы и обычаи; всякий новый элемент вписывается в исконную культурную матрицу.
По этой причине японский культурный код сложен, изощрен, регулирует многие области жизни и предписывает надлежащее поведение в большинстве повседневных ситуаций. В современной японской жизни не осталось места чуду: вы точно знаете, какой набор действий необходимо предпринять и к чему это приведет, ваша жизнь расписана как минимум на несколько лет вперед. Система работает отлажено и редко дает сбои, именно на этой особенности Японии зачастую акцентируют внимание, когда заводят разговор о пост-индустриальном обществе, обществе всеобщего благоденствия, быть может, конца истории. Но на этом базируется и расхожее среди современной японской молодежи утверждение о том, что в Японии нет жизни: здесь человек со всеми своими чаяниями и устремлениями как нигде более отчужден от своего окружения, система работает настолько исправно, что межличностное взаимодействие сведено к минимуму.
Свобода существует там, где есть место активности, где человек чувствует связь с тем, что он делает, где человек реализует свои творческие начала. Свобода — это не схема. Чтобы быть свободным, нужно быть сильным и не бояться самого себя. Как бы парадоксально это ни звучало, капитализм и демократия, постиндустриальное общество и прогресс — из всех этих идей в современном мире исключена самая главная и желанная предпосылка. Япония в данном контексте лишь яркое проявление закономерности, а не трагическое отклонение.
Необходимо отметить, что Японии как застывшего во времени явления никогда не существовало: она претерпевает непрерывные метаморфозы. На данной стадии жизнь этого общества отягощает ряд проблем, историей ему был задан ряд вопросов, которые требуют скорейшей реакции и на которые, смеем надеяться, будет найден достойный ответ.
Николь Сукиасянц, Глеб Папышев, Арсений Плюснин
Источники изображений:
http://blogs.reuters.com/russell-boyce/files/2011/01/RTXWI6D.jpg
http://jto.s3.amazonaws.com/wp-content/uploads/2015/04/n-parade-a-20150427-870×453.jpg
https://www.insidejapantours.com/csp/jap/insidejapan/images/culturepages/3/slider/1.jpg