В 1963 году в семье Мураками, глава которой работал на американской военно-морской базе, родился сын Такаси. Юный Мураками увлекся американской массовой культурой и фильмами Стивена Спилберга, а через тридцать лет перевернул мир современного искусства.
Изначально Такаси планировал связать свою жизнь с аниме и манга и пойти учиться на художника-мультипликатора, но неожиданно для себя увлекся классической японской живописью нихонга и даже получил степень доктора наук в этой области. Такой бэкграунд сослужил художнику неплохую службу, когда тот занялся поисками своего стиля. Po-ku Revolution – созданный Мураками гибрид из отаку-культуры, западного поп-арта и нихонга – действительно стал настоящей революцией. Такаси провернул в Японии тот же трюк, что и Энди Уорхолл в США несколькими десятилетиями ранее, а именно – начал стирать границы между поп-культурой Японии и высоким искусством.
Работы Мураками яркие, запоминающиеся, как песня из рекламы, одновременно милые и агрессивные и зачастую отчетливо сексуализированные – в полном соответствии с эстетикой отаку. Самый известный пример – скульптура My Lonesome Cowboy, изображающая обнаженного юношу в момент эякуляции. Скандальная работа Мураками была продана на аукционе за 15,2 млн долларов. «Ковбой» часто выставлялся вместе с Hiropon – скульптурой девушки в костюме горничной. Обе скульптуры выглядят как огромные (высотой более 2 метров) коллекционные фигурки персонажей аниме. Hiropon, к слову, переводится как «метамфетамин», к которому жители Страны восходящего солнца не на шутку пристрастились во времена Второй мировой. Мураками вообще большой любитель наделять свои работы неожиданным смыслом и различными отсылками к массовой культуре и истории.
My Lonesome cowboy и Hiropon
Внешняя простота его творений скрывает длительную подготовку: например, перед созданием Matango Flower, одного из экспонатов выставки в Версале, Мураками 7 лет обучался икэбана – искусству создания цветочных композиций, а на создание самой скульптуры ушло 5 лет. По словам художника, вдохновился он японским триллером 1963 года под названием Matango: Attack of the Mushroom People или просто Matango, что можно перевести как «монстр». В фильме особые грибы паразитировали на человеческих телах и впоследствии лишали рассудка, превращая героев фильма в настоящих монстров. Взяв за основу грибное чудовище, Мураками создал из фибергласса и металла композицию высотой более 3 метров и раскрасил её акрилом. По иронии, Matango Flower стал реверансом в сторону садового искусства Версаля времен Людовика XIV.
Matango Flower
Не обошелся без отсылок и любимый персонаж Мураками – его альтер-эго по имени Mr. Dob. По словам художника, при создании персонажа он вдохновлялся образами Соника из сериала Sonic the Hedgehog, Микки Мауса и Дораэмона. Вместе с тем очертания Mr. Dob напоминают неваляшку – столь популярную в советские годы игрушку, ставшую символом детства. Имя персонажу также выбрано неспроста – это сокращенная фраза Dobojite dobojite, она переводится как «Почему? Почему?» и позаимствована из комикса Инакаппе Тайсё. Mr. Dob фигурирует во многих работах Мураками и часто появляется на футболках, брелоках и ковриках для мышек, и, как и надлежит поп-культурному проекту, существует в различных цветовых вариациях, подобно знаменитому портрету Мэрилин Монро или принту с баночкой супа Campbell`s.
Mr. Dob
Подобно Уорхоллу, Мураками обзаводится множеством ассистентов и в 1996 году создает собственный аналог Фабрики – Kaikai Kiki Co, мастерскую, в которой трудятся 70 человек, и штаб, занимающийся раскруткой продукции, организацией мероприятий, производством товаров и поддержкой молодых художников, работы которых впечатлили Мураками. В 2002 году Мураками начал проводить мероприятие GЕISAI – фестиваль молодых художников, на котором они могут представить свои работы. GEISAI пользуется огромной популярностью и среди любителей современного искусства, которые могут купить понравившееся произведение. В Японии не так много возможностей для молодых художников, поэтому фестиваль играет огромную роль для японского современного искусства.
Своей популярностью Такаси Мураками обязан еще и изобретенному им концепту superflat, что переводится как «суперплоский». Понятие плоскости присуще как традиционному японскому искусству, в котором отсутствует перспектива, так и современным аниме и манга, и эта нарочитая плоскость и отсутствие теней отделяют японское искусство от западного. Superflat также отражает отношение к культуре в послевоенной Японии, в эпоху упрощенных вкусов, и, как следствие, создание такого искусства, которое нельзя было отнести к высокому или назвать вульгарностью. Продвижение такой концепции в рамках выставок Мураками способствовало росту популярности японского искусства, доселе известного только знатокам. Superflat Мураками – это и диковатый принт из улыбающихся цветов, и Tan Tan Bo, ставший памятником культуре потребления, и Mr. Dob, и различные продукты многочисленных коллабораций с такими брендами, как Louis Vuitton, Vans, Supreme, благотворительными фондами и даже музыкантами Канье Уэстом и Фаррелом Уильямсом.
Нет сомнений, что Мураками Такаси определённо является человеком искусства. Многие его работы содержат отсылки и оммажи к классическим японским произведениям, но для того, чтобы их расшифровать или хотя бы обнаружить, необходимы широкие познания в искусстве. Тем не менее глупо отрицать, что работы и визуальный стиль художника сознательно им упрощены, чтобы стать понятными для широкой публики. Мураками, создавая свои работы, ориентировался на рынок, а также на вкусы массового потребителя, и в современном мире жесточайшей конкуренции такой подход в высшей степени оправдан: в огромном, всепоглощающем объеме медиашума, в котором мы живём, художник, руководствующийся в своем творчестве исключительно собственным видением искусства, непременно затеряется и не будет услышан.
Вера Портнова