В рамках данной статьи мы расскажем о таком культурном феномене китайского общества, как триады (китайская мафия). Вы узнаете, как шаолиньские монахи образовали одну из самых влиятельных криминальных организаций в мире, как триады связаны с арифметикой и кто управляет подпольными казино в Гонконге.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРИАД
Существует несколько версий происхождения триад. Одна из них, наиболее романтичная, повествует, что первая триада была основана шаолиньским монахом в середине 17 века, чтобы свергнуть иностранную правящую династию и вернуть к власти китайскую династию Мин.
Согласно легенде, когда во время правления императора Канси (1662-1722) в одной из китайских провинций вспыхнуло восстание, император призвал на помощь шаолиньских монахов, которые по его просьбе подавили мятеж. Сперва Канси щедро наградил помощников, однако затем стал опасаться, что однажды они сами могут восстать против него, и приказал уничтожить шаолиньский монастырь. После того, как солдаты сожгли монастырь, выжили только 5 монахов. Они и создали секретное общество, целью которого стало свержение правящей маньчжурской династии. Оно называлось «Тяньдихуэй» (天地會, «Общество неба и земли»). Из него вышло «Саньхэхуэй» (三合會, «Общество трех согласий», «Общество трех гармоний» или «Общество триады»). «Саньхэхуэй» использовало в качестве символа равносторонний треугольник, олицетворяющий традиционную для китайской культуры концепцию взаимосвязанности небес, земли и человека. В этот треугольник обычно вписывался иероглиф «хун», он же «хань» или изображение мечей. Впоследствии именно из-за этого символа британской колониальной администрацией был введен термин «триада».
Согласно еще одной распространенной версии, триады ведут свое происхождение от так называемой секты "Байляньцзяо" (Секта белого лотоса). Общество белого лотоса – это тайная буддийско-даосская организация, которая поставила перед собой цель свержения чужеземной династии Юань и установления китайской династии Мин. Позже, уже во время правления династии Мин, члены секты являлись зачинщиками ряда антиправительственных восстаний.
В начале 17 века на секту Белого лотоса начались активные гонения, поэтому многие из членов общества начали активно заниматься пиратством в окрестностях Гонконга, излюбленного пиратского пристанища, лидеры преступных шаек которого даже привлекали в союзники японских пиратов-контрабандистов. Активная антиправительственная деятельность (грабеж военных и чиновничьих судов) привлекала другие тайные организации и секты Китая, поэтому в скором времени многие секты присоединились к Секте Белого лотоса, и в дальнейшем образовали уже упомянутую выше секту «Саньхэхуэй» (三合會, «Общество трех согласий», «Общество трех гармоний» или «Общество триады»), которое и было непосредственной предтечей современных триад.
Целью китайских тайных обществ в 18-19 веках, так или иначе, было свержение манчжурской династии Цинь. Таким образом, триады утратили свое традиционное значение, когда Цинь прекратила свое существование в 1911 году. После этого многие тайные общества превратились в криминальные группировки (впрочем, некоторым триадам криминал был не чужд и до начала 20 века), другие закрепились как ассоциации боевых искусств, третьи послужили базой для создания профсоюзов. Таким образом, в начале 20 столетия отнюдь не все триады занимались преступной деятельностью. И до сих пор, по неофициальным данным, лишь 10% всех членов триад являются «активными», то есть напрямую связаны с криминалом. Однако согласно принятому в 1994 году закону об организованной преступности, абсолютно все члены триад, вне зависимости от их деятельности, являются нарушителями правопорядка и могут быть отправлены в тюрьму.
Сейчас самые крупные триады базируются в Гонконге, куда они пришли из континентального Китая. Также известны триады Шанхая, Бангкока и Макао. В современном Гонконге насчитывается порядка 50 различных триад, в составе которых числится около 160000 человек. Самыми влиятельными являются триады «14К», «Шуйфонг», «Вошинво» и «Дацзюань».
ОРГАНИЗАЦИЯ
В триадах, в отличие от итальянской мафии или японской якудза, отсутствуют строгая иерархия и жесткая регламентация того, как следует поступать в тех или иных ситуациях. Тем не менее, триады обладают определенной исторочески сложившейся структурой. В принципе, она довольно проста, но интересно то, что различные «должности» в триадах обозначаются сочетаниями цифр, которые по смыслу связаны с китайской «Книгой перемен». Так, глава клана, которого еще называют «мастер горы» или «голова дракона», обозначается числом 489; сумма цифр этого числа равна 21, что в свою очередь понимается как 3 (в китайской нумерологии «создание»), умноженное на 7 («смерть») – то есть «возрождение». Число 438 обозначает «заместителя» лидера группировки. Сумма цифр 438 дает 15 – число, согласно китайской традиции, приносящее удачу. Другие важные «должности» в триадах называются так: «соломенные сандалии» (432; по одной версии, связной между различными подразделениями триады, по другой, человек, отвечающий за контакты с другими триадами), «красный шест» (426; командующий силовыми операциями), «веер из белой бумаги» (415; ответственный за финансы и воспитание новых членов группировки). Числом 49 обозначают «монахов» – рядовых членов триады. 4, умноженное на 9, дает 36 – именно столько клятв приносят «монахи» при вступлении в банду. Эти клятвы приведены для ознакомления в конце статьи.
ТАЙНЫЕ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ТРИАД
Члены триад могут общаться между собой жестами, большая часть которых до сих пор не рассекречена. В качестве примера можно назвать жесты, обозначающих те или иные «должности» в триаде.
Глава банды Боевик Советник Рядовой член триады Голова феникса, хвост дракона – еще один жест для обозначения главы группировки Связной Человек, совершивший серьезное преступление во имя триады
У китайских триад, как и у некоторых других криминальных структур (например, якудза) достаточно развита культура татуировок. Татуировки членов триад могут быть выполнены в виде рисунка или иероглифов и обычно имеют символическое значение. Так, изображение змеи символизирует мудрость, черепахи – долголетие. Пожалуй, наиболее распространенными среди членов триад татуировками являются изображения дракона и феникса. Дракон – символ темного начала "янь" в паре "инь-янь", а феникс – символ светлого "инь". У китайских преступных кланов дракон в то же время ассоциируется в первую очередь с удачей и властью. Помимо традиционных символических изображений, различные триады используют свои собственные символы, большая часть значений которых до сих пор остается загадкой. Полиции, однако, удалось выяснить, что некоторые группы изображений обозначаются определенными сакральными числами. Существует, например, группа 36 – по количеству клятв, даваемых неофитом при вступлении в "тройственное общество". Это число соответствует количеству частей неба, как считали в Китае, во время зарождения триад. Известно также о существовании группы 24 – по количеству историй "сыновней почтительности", которые их идеолог толкует и объясняет новичкам.
Триады все еще сохраняют большую часть своих традиций и ритуалов, однако гонконгская полиция видит их скорее как неорганизованные криминальные единицы, а членов триад как мелких бандитов. Вот выдержка из интервью с гонконгским полицейским: «Современный член триады – это, в основном, мелкий гангстер, который прикрывается зловещим мистицизмом древнего названия. Не существует централизованного контроля среди триад, и существует лишь зыбкое взаимодействие между бандами, которые называют себя триадами».
КАК ПОПАСТЬ В ТРИАДУ
Согласно правилам, чтобы стать членом «братства», надо, во-первых, заручиться рекомендацией одного из давних членов триады, во-вторых, выдержать испытательный срок, в течение которого кандидат в «новобранцы», в том числе, совершает преступные действия наравне с полноправными участниками группировки, и, в-третьих, пройти особый обряд посвящения. Перед обрядом посвящения «рекрут» обязан выучить 36 клятв, упомянутых выше, 21 пункт «кодекса чести» триад, а также 10 видов наказаний, которые полагаются за нарушение правил кодекса. Кроме того, новообращенному члену триады необходимо освоить множество тайных знаков, слов и жестов, которых у «братства» существует великое множество — члены триады могут узнать друг друга даже по сервировке стола или манере держать палочки. По словам полицейского, работавшего под прикрытием в одной из триад, традиционный обряд посвящения состоит из 18 этапов:
1. Постукивание левого плеча "рекрута"
2. Подбросить амулет-палочку
3. Накидывание желтого марлевого одеяла
4. Пройти через кольцо Неба и Земли
5. Пройти через огненную яму
6. Пройти через 2 деревянных моста
7. Съесть 5 сезонных фруктов
8. Выпить воду из 3 рек
9. Разбить чашку
10. Отрезать курице голову
11. Уколоть средний палец левой руки
12. Выпить вино из "Красного цветка"
13. Помолиться 8 раз перед алтарем
14. Старые и новые члены кланяются друг другу
15. Помыть лицо "рекруту"
16. Обучить "рекрута" тайным жестам триады
17. Поклониться вышестоящим членам триады
18. Дать "Счастливую" монетку
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРИАД
Наркотики
Во время японской оккупации Гонконга употребление и распространение наркотиков были легализованы, а так как Гонконгское правительство активно популяризировало употребление опиума, преимущественно этот наркотик можно было найти в большом количестве на прилавках городских магазинов. Однако в 1946 году после ухода японской администрации английское правительство запретило распространение наркотиков. В результате чего продажа опиума ушла в "подполье". В 1949 году континентальный Китай стал полностью контролироваться коммунистической партией, поэтому крупные криминальные образования материкового Китая были вынуждены мигрировать на территррию Гонконга. С собой они привезли более дешевый, по сравнению с опиумом, героин, который моментально стал самым популярным наркотиком на территории острова.
До 1974 года продажа наркотиков на территории Гонконга велась достаточно "открыто", потому что "крышевалась" коррумпированными полицейскими. Однако создание комиссии по борьбе с коррупцией положило этому конец, и сейчас, по словам гонконгского полицейского, все крупные сделки осуществляются по такой схеме: драгдиллер получает заказ, затем он относит "товар" в определенное место, после чего встречается с клиентом, получает деньги и сообщает ему местонахождение "товара". Вообще говоря, несмотря на жесткое законодательство, достать наркотики в Гонконге можно без особых проблем — для этого достаточно прогуляться около традиционного пристанища люмперных социальных элементов — Chungking Mansions, возле которого огромное количество индусов и выходцев с Ближнего Востока с радостью предложит вам «something special» по сходной цене.
Игорный бизнес
После создания комиссии по борьбе с коррупцией игорному бизнесу тоже пришлось уйти в "подполье". На данный момент триады занимаются организацией двух видов игорного бизнеса: подпольных казино и незаконныех букмекерских контор. Вот что говорит гонконгский полицейский о подпольных казино: «Большинство членов триад сами по себе "игроки", поэтому они знакомы с большим количеством других "игроков". Когда открывается новое казино, "владельцы" сообщают своим знакомым, а те оповещают своих знакомых. Обычному человеку, не находящемуся в компании знакомых "владельца", попасть в казино невозможно. В основном, казино держат не конкретные триады, а члены разных триад, которые организуют совместный бизнес. Нет таких глупых людей, которые хотят открыть казино только своими силами».
Сутенерство
Триады также контролируют проституцию на территории острова. В Гонконге существует большое количество разнообразны сервисов, предоставляющих секс-услуги: массажные салоны, эскорты, отели "на час" и т.д. Их активно рекламируют все те же маргиналы у входа в Chungking Mansions. В некоторых ночных клубах можно приобрести спутницу на вечер. Однако в Гонконге не распространены публичные дома в традиционном европейском понимании этого слова. В основном под публичным домом в Гон-Конге подразумевается квартира, в которой живет девушка, предоставляющая услуги определенного характера, а триада, соответственно, отвечает за безопасность ее "бизнеса".
Незаконный ввоз людей в страну
Незаконная транспортировка китайцев по всему миру зачастую считается сферой, в которой работают гонконгские триады. Конечно, Гонконгские синдикаты занимаются транспортировкой людей, но не всегда такой бизнес осуществляется по заказу члена триады. В основном гонконгские триады осуществляют транспортировку людей воздушным путем. Однако ключевые игроки в этом бизнесе – это Нью-Йоркские банды, имеющие азиатские корни, и Тайваньская мафия.
Клятвы, произносимые при вступлении в триаду:
1. После прохождения через врата Хун я должен относиться к родителям и родственникам моих братьев по клятве как к своему роду. Я умру мучительной смертью от пяти молний, если нарушу эту клятву.
2. Я буду помогать моим братьям по клятве хоронить их родителей и братьев, предлагая материальную и физическую помощь. Я буду убит пятью молниями, если сделаю вид, что не знаю об их бедах.
3. Когда братья Хун навестят мой дом, я дам им кров и приют. Я буду убит мириадами ножей, если отнесусь к ним как к чужакам.
4. Я всегда узнаю братьев Хун, когда они идентифицируют себя. Если я их проигнорирую, я буду убит мириадами мечей.
5. Я не должен раскрывать секреты семьи Хун, даже своим родителям, братьям и жене. Я никогда не раскрою секреты за деньги. Меня убьют мириады мечей, если я так поступлю.
6. Я никогда не предам братьев по клятве. Если, по недопониманию, я стану причиной ареста одного из моих братьев, я должен немедленно его освободить. Если я нарушу эту клятву, меня убьет пять молний.
7. Я предложу финансовую помощь братьям по клятве, находящимся в беде, чтобы они могли выплатить залог и т.п. Если я нарушу эту клятву, меня убьет пять молний.
8. Я никогда не причиню вред моим братьям по клятве и Старшему Брату. Если я так поступлю, меня убьют мириады мечей.
9. Я никогда не буду вести себя недостойно в отношении жен, сестер и дочерей моих братьев по клятве. Меня убьет пять молний, если я нарушу эту клятву.
10. Я никогда не отниму деньги и собственность моих братьев по клятве. Если я нарушу эту клятву, меня убьют мириады мечей.
11. Я буду заботиться о жене и детях братьев по клятве, которые были вверены мне для заботы. Если я так не сделаю, меня убьет пять молний.
12. Если я сообщил о себе ложную информацию, чтобы стать членом семьи Хун, меня убьет пять молний.
13. Если я изменю свое мнение и отрекусь от членства в семье Хун, меня убьют мириады мечей.
14. Если я ограблю брата по клятве или помогу другому это совершить, меня убьет пять молний.
15. Если я воспользуюсь преимуществом в отношении моего брата по клятве, чтобы вести с ним бизнес нечестным образом, меня убьют мириады мечей.
16. Если я осознанно переведу деньги или имущество моего брата по клятве в свое личное пользование, я буду убит пятью молниями.
17. Если я по ошибке во время ограбления завладел деньгами или имуществом брата по клятве, я обязан их вернуть. Если я так не сделаю, меня убьют пять молний.
18. Если я буду арестован во время совершения преступления, я должен принять наказание, не подвергая обвинению братьев по клятве. Если я нарушу эту клятву, меня убьет пять молний.
19. Если кто-то из моих братьев по клятве будет убит, арестован или выслан в другое место, я буду помогать его жене и детям, которые могут находиться в нужде. Если я сделаю вид, что мне неизвестно об их трудностях, меня убьет пять молний.
20. Если другие пристают или обвиняют моих братьев по клятве, я должен вступиться за них и оказать помощь, если он прав, или посоветовать ему сдаться, если он неправ. Если другие неоднократно на него нападают, я должен сообщить об этом остальным братьям, чтобы оказать ему физическую или финансовую помощь. Если я не сдержу эту клятву, меня убьет пять молний.
21. Если мне станет известно, что правительство ищет кого-то из моих братьев по клятве, который приехал из другой провинции или из-за границы, я должен немедленно ему сообщить, чтобы он мог сбежать. Если я нарушу эту клятву, меня убьет пять молний.
22. Я не должен сговариваться с чужаками, чтобы обмануть моих братьев во время азартной игры. Если я так поступлю, меня убьют мириады мечей.
23. Я не должен вызывать разлад среди моих братьев по клятве, распространяя ложные сообщения о ком-либо из них. Если я так поступлю, меня убьют мириады мечей.
24. Я не должен назначать себя старшим братом. Через три года после прохождения через врата Хун лояльные и преданные могут быть повышены в звании с поддержкой братьев по клятве. Меня убьют пять молний, если я самолично присвою себе титул.
25. Если мои родные братья вовлечены в спор или тяжбу с моими братьями по клятве, я не должен принимать чью-либо сторону, но должен способствовать мирному обоюдовыгодному решению проблемы. Если я нарушу эту клятву, меня убьют пять молний.
26. После прохождения через врата Хун я должен забыть обо всех обидах и претензиях в отношении братьев по клятве. Если я так не поступлю, меня убьют пять молний.
27. Я не должен переходить дорогу моим братьям по клятве, покушаясь на их территорию. Меня убьют пять молний, если я сделаю вид, что не знаю об их интересах.
28. Я не должен жаждать или искать имущество моих братьев по клятве. Если у меня возникнут такие мысли, меня убьют.
29. Я не должен сообщать, где мои братья по клятве хранят свое богатство, также я не должен использовать эти знания неправильно. Если я нарушу эту клятву, меня убьют мириады мечей.
30. Я не должен поддерживать чужаков в том, что противоречит интересам моих братьев по клятве. Если я нарушу эту клятву, меня убьют мириады мечей.
31. Я не должен использовать братьев Хун как средство устрашения или физического давления в необоснованных случаях. Я должен быть умеренным и честным. Если я нарушу эту клятву, меня убьет пять молний.
32. Меня убьет пять молний, если я поведу себя грубо в отношении маленьких детей моих братьев по клятве.
33. Если кто-то из моих братьев по клятве совершил серьезное преступление, я не должен сообщать об этом правительству для получения награды. Меня убьет пять молний, если я нарушу эту клятву.
34. Я не должен забирать себе жен и наложниц моих братьев по клятве, а также совершать с ними прелюбодеяния. Если я поведу себя так, меня убьют мириады мечей.
35. Я никогда не раскрою чужакам секреты и знаки семьи Хун. Если я нарушу это, меня убьют мириады мечей.
36. После прохождения врат Хун я должен быть предан и честен и должен действовать для свержения Цин и восстановления династии Мин, объединив усилия с братьями по клятве, даже если принадлежим мы к разным профессиям. Наша общая цель – месть за наших Пятерых Предков.
Глеб Папышев
Источник изображения:
https://www.facebook.com/14Ktriad?fref=photo
http://www.china-underground.com/magazine/30-incredible-images-of-the-chinese-triad-affiliates
http://www.arthouse.ru/attachment.asp?id=3800
http://www.chinesetattooart.com/
https://www.facebook.com/14Ktriad?fref=photo
http://bakupost.az/images/articles/2014/06/12/11757.jpg