Автор: Вера Прокофьева
В минувший вторник, 9 мая, в Республике Корея прошли внеочередные девятнадцатые (или шестые демократические) президентские выборы, на которых победил кандитат от партии Тобуро Мун Чжэ Ин. У жителей Южной Кореи была возможность проголосовать досрочно — 4 и 5 мая. Согласно закону о выборах, вступившему в силу с 1 января 2013, в эти два дня можно голосовать на любом избирательном участке, не оформляя открепительные удостоверения. Сделано это было с целью повышения явки на выборы. Если большинство иностранцев воспринимало этот день как внеочередной выходной в череде майских праздников (в Республике Корея такие тоже существуют), то для южнокорейцев этот день был чрезвычайно важен: лента Instagram, Facebook, СМИ – все было заполнено новостями о проходящих выборах.
Проголосовавшим на руку ставятся такие печати
Выборы были внеочередными, что было связано с импичментом предыдущего действующего президента, дочери ранее упомянутого Пака – Пак Кын Хе. Для многих южнокорейцев Пак Кын Хе оставит в памяти, вероятно, лишь негативные ассоциации, в отличие от своего более жестокого, но в то же время продуктивного отца. Анализируя наиболее запомнившиеся моменты президентства Пак Кын Хэ, несложно понять, почему она потеряла поддержку собственного электората: госпожа экс-президент стала для южнокорейской нации человеком, на плечах которого лежит ответственность за плохо проведенную спасательную операцию во время крушения парома “Севоль” и неэффективную экономическую и социальную политику. Также Пак Кын Хе позволяла своей подруге Чхве Сун Суль, замешанной в коррупционном скандале, незаконно вносить правки в собственные речи. Корея, несмотря на созданный в последние годы имидж государства, в котором права и свободы – наивысшая ценность, буквально полвека тому назад таковой не являлась. Многие из нас знают о событиях, происходивших в годы президентства Пак Чон Хи, например, введение комендантского часа и неоднократные попытки узурпации власти.
В Южной Корее отсутствует феномен, присущий США: корейцы не делятся тем, за кого они хотят проголосовать и за кого они проголосовали. Однако, как и в США, в отличие от России, в РК день президентских выборов ощущался как праздник: атмосфера, настроение и поведение людей. Возможно, после долгих месяцев упорной борьбы за отставку Пак Кын Хе это и правда праздник?
Основным претендентом, который занимал лидирующие позиции практически во всех предвыборных социологических опросах, был Мун Чжэ Ин, который в итоге стал президентом Южной Кореи.
Борьбу между Мун Чжэ Ином и другими кандидатами нельзя было назвать напряженной: по результатам выборов, новоиспеченный президент, выдвинутый демократической партией “Тобуро”, набрал 41,1% голосов, на втором месте ожидаемо оказался Хон Джун Пё, выдвинутый партией «Свободная Корея», прежде выдвигавшей на пост президента Пак Кын Хе, с 24%, а на третьем – Ан Чхоль Су с 21,4%. Как ни странно, но в СМИ и социальных сетях уделялось внимание взаимодействию Мун Дже Ина и Ан Чхоль Су, так как последний своим поведением, высказываниями и шутками во время предвыборных дебатов дискредитировал себя не только в глазах южнокорейской нации, но и иностранцев, которые проживаю в Республике Корея или активно следивших за происходящими событиями. В начале мая на официальной странице крупнейшей консервативной газеты Южной Кореи «Чосон Ильбо» в социальной сети Facebook появилось видео, смонтированное из предвыборных дебатов, в котором акцент был сделан на странную попытку господина Ана пошутить и последовавшую за этим растерянность тогда еще кандидата Муна.
В социальных сетях реакция была однозначной: многие писали, что поведение Ан Чхоль Су во время дебатов еще более смехотворное и нелепое, чем действия госпожи Пак в свое время. Поэтому, в отличие от выборов 2012 г., когда победа Пак Кын Хе действительно была неожиданностью (во многих предвыборных опросах первое место занимал Мун Чжэ Ин, кроме того, по результатам 18 президентских выборов отрыв между кандидатами Пак (51,55%) и Мун (48,02%) был минимальным), результаты этих выборов были вполне предсказуемы. Кроме того, кандидат Мун был выдвинут крупнейшей оппозиционной партией «Тобуро», которая во время парламентских выборов в декабре 2016 получила большинство мест (140).Так кто же такой Мун Чжэ Ин и чего ожидать от его победы на президентских выборах?
Мун Чжэ Ин родился на острове Коджедо, находящимся в Японском море, недалеко от Пусана, 24 января 1953 г. Его родители, бывший госслужащий и домохозяйка, были эвакуированы из Северной Кореи в 1950 году. После окончания старшей школы будущий президент в 1972 году поступил в сеульский университет Кёнхи по специальности юриспруденция. Спустя три года Мун Чжэ Ин в связи с началом службы в сухопутных войсках южнокорейской армии был вынужден временно прервать обучение и лишь в 1980 закончил университет и сдал государственный экзамен на право заниматься юридической деятельностью.
Господин Мун хотел стать судьей, но получил отказ из-за участия в митингах в мае 1980 против введения чрезвычайного положения. После этого Мун Чжэ Ин принял решение стать адвокатом и начал сотрудничество с Но Му Хёном. Вместе адвокаты занимались делами, связанными с нарушением прав человека (в списке дел Мун Чжэ Ина числятся поджог американского культурного центра 18 марта 1982 студентом Мун Бу Сиком и столкновения полиции и митингующих студентов в мае 1989), в тот же период будущий президент был постоянным членом Гражданского Совета Пусана и принимал участие в создании крупнейшей в Южной Корее газеты левой направленности «Хангёрэ».
В 2002 году Мун Чжэ Ин был активно поддерживал кандидатуру своего коллеги Но Му Хёна на пост президента, и после победы последнего с 2003 по 2006 гг. работал в администрации президента, а в 2007-2008 гг. возглавлял ее. Но Му Хён после окончания срока своих полномочий сказал о господине Муне следующее: «Это не Мун Чжэ Ин друг Но Му Хёна, а Но Му Хён – друг Мун Чжэ Ина».
В 2012 году Мун Чжэ Ин участвовал в 18 президентских выборах, где уступил госпоже Пак 3%, что было для многих неожиданностью. После неудачных для него выборов стал членом Национального Собрания Республики Корея 19 созыва, а в марте 2014 становится со-председателем «Нового политического альянса за демократию», образовавшегося после объединения Демократической партии (Минджудан) и Коалиции за новую политику. В декабре 2015 года «Новый политический альянс» был переименован в партию Тобуро, или Совместная демократическую партию. Мун Чжэ Ин возглавлял её с 2015 по 2016 год. 60% членов партии Тобуро отдали свои голоса за то, чтобы кандидатом в президенты от партии стал Мун Чжэ Ин.
Стоит отметить, что Мун Джэ Ин – политик либерального толка. После 10-летнего пребывания у власти консерваторов Пака и Ли вновь наступило время либералов: в 1993 – 2007 президентами становились выдвиженцы левых партий. Однако, Мун выиграл выборы не потому, что следующим президентом, согласно вышеупомянутой закономерности, должен стать представитель левых, а потому, что на общей волне недовольства действиями консервативной Пак Кын Хе южнокорейцы вряд ли бы смогли принять правого президента.
Во время предвыборных дебатов, общения с электоратом и церемонии инаугурации Мун Чжэ Ин делал акцент на том, что южнокорейский народ не должны разделять политические противоречия. В подтверждение своих слов после вступления в должность Мун посетил штаб-квартиры 4 оппозиционных партий, предложив им сотрудничество. Также он отметил, что внутриполитическая направленность его правительства будет характеризоваться профессионализмом, стремлением к диалогу и общению, преобразованиями, взаимодействию с гражданами при решении государственных проблем. Также Мун пообещал рассмотреть возможность отмены «Закона о национальной безопасности» 1948 года, который первоначально предусматривал наказания за государственную измену и пособничество Северной Корее и коммунистам, а сейчас является рудиментом недемократического прошлого Республики Корея. Говоря об экономической и социальной политике, Мун Джэ Ин заявил, что будет стремиться к увеличению количества рабочих мест и повышению общего благосостояния народа: планируется выделить на данные цели 10 триллионов вон (примерно 1 миллиард долларов). Цель его правительства стать «правительством, ответственным за жизни граждан», решившим проблемы низкой рождаемости, демографического старения нации, бедности. Планируется реформировать сферы образования и здравоохранения, а также сферы недвижимого имущества, по причине того, что большой процент южнокорейцев не владеет собственным жильем. Большой ажиотаж вызвало заявление Мун Чжэ Ина о желании перенести резиденцию из Чонхвадэ (Голубой дом) в офисный комплекс на Кванхамуне, рядом с королевский дворцом Кёнбоккун. Президент Мун заявил, что хочет стать ближе к людям. Однако существует ряд препятствий для осуществления данного обещания. Во-первых, будет сложнее обуспечить безопасность президента. Во-вторых, Кванхамун – место постоянных демонстраций и выступлений, где постоянно собирается большое количество людей. В-третьих, посольство США находится напротив комплекса, куда хотят перенести резиденцию. Немного не с руки южнокорейскому президенту каждый день смотреть на американский флаг из окон?
Говоря о внешней политике, Мун заявил, что он «поддерживает США, но сейчас настало время, когда Корея должна сказать нет американским требованиям», в то же время «необходимо сохранить имеющиеся отношения с КНР, продолжая их развивать в направлении установления взаимных доверительных отношений». В связи с этим установка противоракетного комплекса THAAD на территории Южной Кореи было названо «самой большой ошибкой бывшего президента Пак Кын Хе». Но вместе с тем планируемый визит президента Муна в США по приглашению Дональда Трампа может свидетельствовать о том, что обе страны будут пытаться достичь консенсуса между собой и с КНДР по вопросам, связанным с ядерным оружием и его испытаниями в Северной Корее. По мнению американской стороны, дружественно настроенный по отношении к северному соседу президент Мун и его политика в будущем могут стать причинами, по которым КНДР пересмотрит свою позицию и согласится вернуться к Шестисторонним переговорам. В контексте непростых отношений Южной Кореи и Японии, связанных с территориальными спорами из-за острова Токто и ситуацией с женщинами утешения, было сказано, что польза от японо-южнокорейских отношений чрезвычайно высока, однако соглашение, связанное с женщинами-комфорта, невозможно.
Если говорить об отношениях двух Корей, то Хе Мун Джэ Ин, будучи либералом, выразил свою надежду на сближение с Северной Кореей и повторного открытия промышленного региона Кэсон, который был закрыт в августе 2016 по причине испытания КНДР ракеты дальнего радиуса действия. Подтверждением изменения государственного курса после избрания нового президента в отношениях с Северной Кореей может быть заявление предложенного на пост главы Национальной разведки Южной Кореи Со Хуна о том, что он готов начать планировать свой визит в КНДР для улучшения межкорейских отношений.
Если говорить о отношениях России и Южной Корее, то, вероятно, президент Мун лучший из возможных вариантов. По его указу в Россию в качестве специального посланника был направлен бывший мир Инчхона Сон Ён Гиль, награжденный в 2013 году В. Путином за вклад в развитие двусторонних отношений Орденом дружбы. Сон Ён Гиль может быть известен российским гражданам в связи с его попытками вернуть стяг крейсера “Варяг” Россию, что, однако, из-за юридических проволочек сделать не удалось.
Подводя итог, стоит заметить, что на данном этапе заявления президента Муна о его дальнейшей деятельности во многом схожи с политикой, проводимой президентами Ким Дэ Чжуном (1998-2003) и Но Му Хёном (2003-2008). Как показывает история, такая стратегия более эффективна, чем реформы, проводимые президентами-консерваторами. Однако влияние США, обострившаяся ситуация вокруг КНДР, приверженность южнокорейского народа к консервативным идеям и некая доля популизма, присущая не только южнокорейскому президенту, но и политикам в целом, могут стать серьезными препятствиями осуществления внешнеполитических задач нового президента Южной Кореи.