Индия — безумно красочная страна, немногие здесь ходят в черном или сером, однако воскресенье, 30 ноября, в Дели выдалось особенно ярким: в этот день в центре города проходил гей-парад, и радужные флаги развевались повсюду. Парад этот на самом деле отнюдь не первый (самый первый гей-парад парад проходил в 1999 году), но в этом году он проходил с особым размахом, так как в апреле 2014 года в Индии был принят закон, согласно которому трансгендеры (а их насчитывается более двух миллионов человек) признаются третьим полом, и во всех официальных документах появился соответствующий пункт в разделе «пол». Как получилось, что трансгендеры получили пресловутое право в стране, где так сильны традиции, раньше, чем во многих западных странах, которые, казалось бы, относятся к данному вопросу куда более толерантно? Кажется, Индии буквально необходимо быть противоречивой во всем, до самой крайности. И есть несколько причин, почему так случилось и почему гей-парад на прошлой неделе не встретил никакого сопротивления, а даже наоборот был поддержан правительством города и населением, которое украсило улицу, на которой проходило шествие, шариками, флагами, плакатами, в общем, всевозможными вещами радужной расцветки.
Обо всем по порядку. Начнем с того, что в Индии издавна существует совершенно обособленная каста, название которой на большинстве индийских языков звучит как «хиджра». Это слово арабского происхождения и буквально означает «человек, который покинул свою общину», на европейские же языки его обычно переводят как «евнух» или «гермафродит». Кто же такие хиджры на самом деле? Эта каста неоднородна, в нее входят транссексуалы, гермафродиты, трансвеститы и евнухи, то есть в основном она состоит из «мужчин». Почему-то принято считать, что большую часть этой касты составляют гермафродиты, но, поразмыслив, можно догадаться, что в Индии просто не может возникать такое количество генетических мутаций, при которых ребенок рождается двуполым. В большинстве своем хиджры это мужчины, покинувшие общину и принявшие инициацию в касте хиджр. Инициация обычно представляет собой кастрацию, то есть большинство касты составляют евнухи. Следует отметить, что каста хиджр возникла очень давно — об этом свидетельствуют упоминания о мужчинах-женщинах, которые можно встретить в таких древних памятниках индийской литературы, как Махабхарата, Рамаяна и Камасутра.
В силу того, что хиджры издавна выделяются в особую касту, с течением времени появилась профессиональная ниша, которая отводилась для этой социальной группы. Традиционно хиджр приглашают на свадьбу или, например, на наречение ребенка, где они танцуют и поют песни. Некоторые хиджры (их называют котхи) также задействованы в сфере сексуальных услуг, поэтому их можно встретить в квартале красный фонарей. Котхи всегда одеты в женскую одежду и ведут себя как женщины. В связь с ними вступают в основном женатые мужчины, которые, естественно, держат свои похождения в секрете. Вообще чаще всего этих мужеподобных женщин можно встретить в поезде или на улице: там они выпрашивают милостыню в обмен на благословение. Считается, что трансгендеры особенные, потому что избраны богом, в связи с чем обладают какой-то магической силой. Их благословение приносит удачу, а проклятие навлекает беды. Поэтому хиджр в Индии всегда уважали и боялись, но, тем не менее, не принимали их как полноправную часть общества, ведь они покинули свою социальную страту.
У представителей этой касты даже есть своя богиня, которой они поклоняются, на севере ее называют Бахучара Мата, на юге — Ренука. Как бы то ни было, индийское понимание трансгендеров не имеет ничего общего с европейскими понятиями о сексуальной ориентации. Конечно, вероятнее всего, мужчина, принадлежащий к этой касте, покинул предыдущую общину в связи со своими сексуальными пристрастиями, но в итоге отнюдь не это является основной «идеей» касты. Сексуальная энергия хиджр трансформируется в сакральную, именно поэтому они занимают особую роль в индийском обществе, не как представители гей-сообщества, а как обособленная община, благословленная богом. Сами хиджры не считают себя ни мужчинами, ни женщинами, в связи с чем не рассуждают в европейских категориях, говоря о своей сексуальной ориентации. Поэтому в данном случае сложно говорить о лояльности и толерантности в европейском понимании этих слов. Неприкасаемые были признаны всем обществом, но разве это делало их жизнь лучше?
В индийском обществе хиджры всегда стояли на низкой ступени, в первую очередь это было связано с тем, что они занимаются «грязной» работой. Несмотря на видимое признание обществом, хиджры постоянно испытывают дискриминацию по отношению к себе во всех сферах: образования, медицины, закона, трудоустройства. Закон о третьем поле, принятый в апреле этого года и гарантирующий равные права для хиджр и остальных граждан во всех социальных сферах, принес лишь формальный результат, но в глазах большинства людей хиджры все еще отмечены печатью «неприкасаемости».
Кристина Доника