Автор: Максим Лысенко
Атака Японии на Перл-Харбор, случившаяся ровно 77 лет назад, стала одной из крупнейшх военных побед Японии и обусловила вступление США во Вторую мировую войну. Это событие нашло отражение и в американском, и в японском кинематографе. Итак, почему не стоит ограничиваться просмотром самой известной лентой "Перл-Харбор" 2001 года?
7 декабря 1941 года произошло одно из ключевых событий в истории Второй мировой войны и XX века в целом – нападение Японии на американскую морскую базу Перл-Харбор. США вступили в войну со странами Оси, кардинально изменив соотношение сил в пользу союзников. Одновременно Япония нанесла США одно из самых тяжёлых военных поражений за всю историю страны. Тихоокеанский флот США был почти полностью разгромлен, 4 линкора потоплено, и множество кораблей выведены из строя серьёзными повреждениями. Именно благодаря этому тяжелому поражению США, Японии удалось на начальном периоде захватить стратегическую инициативу и добиться значительных успехов на начальном этапе войны.
Фильмы о Перл-Харбор сняли и в США, и в Японии. Первой приходит на ум одноименная лента исторические события в которой скорее идут фоном для лирической линии, которая находится в центре повествования. Это классический любовный треугольник, развёртывающийся между двумя пилотами истребительной авиации и военной медсестрой. Кроме того, даже когда исторические события выходят на первый план, фильм не раскрывает тему надвигающегося кризиса отношений Японии и США и причин атаки на Перл-Харбор, да и вся тяжесть этого поражения для американского флота освещена лишь частично.
Несомненно, фильм можно справедливо подвергнуть критике за некоторую историческую недостоверность. Так, к примеру, японские бомбардировщики сбрасывают бомбы на корабли и военные объекты с высоты, при которой они сами попадают во взрывную волну, в кадр попадают корабли постройки 70-х годов, а для рейда Дулиттла отбирают пилотов истребительной авиации, а не бомбардировочной. Японская линия сюжета практически не раскрыта. Тем не менее, зритель, не увлеченный военной историей, наверняка оценит фильм как раз за счет того, что он не перегружен обсуждениями стратегий, и, увлекшись темой, решит посмотреть следующие два фильма.
"Тора! Тора! Тора!" (1970 г., США/Япония), напротив, будет интересен желающим подробно разобраться в исторических нюансах. Немалая часть хронометража посвящена ситуации перед атакой на Перл-Харбор и процессу её подготовки. Характеры, к примеру, адмирала Исороку Ямамото и американских адмиралов, раскрываются лишь в дискуссиях по поводу того или иного стратегического решения – тут они исторические фигуры, а не лирические герои. Показана и аналитическая работа штабных офицеров, процесс военного планирования и принятия решений, как с американской, так и с японской стороны.
В отличие от "Перл-Харбор", здесь большое внимание уделяется различным историческим деталям, которые проработаны скрупулёзно – к примеру, сцена с передачей полномочий командующего флотом Японии. Возможно, такой эффект был достигнут за счёт сотрудничества деятелей японского и американского кинематографа, которые создавали фильм на двух параллельных площадках под руководством разных режиссёров. Но самое главное достоинство фильма заключается в том, что он даёт ответ на вопрос, почему атака на Перл-Харбор стала неожиданной для США, и в чём заключался просчёт американского командования.
Фильм «Атака на Перл-Харбор» (в Японии он вышел под названием «Командующий Объединенным флотом Исороку Ямамото») (2011 г., Япония) описывает период японской истории непосредственно перед Второй мировой войной и боевые действия на Тихом океане в 1941-1942 годах. В целом, именно японское изначальное название фильма позволяет охарактеризовать его лучшим образом: это фильм в большей степени о последних годах жизни адмирала Исороку Ямамото (он погиб в 1943 г.), атаке на Перл-Харбор посвящено сравнительно немного времени, но все ключевые моменты подробно показаны.
Сильная сторона фильма – это взгляд на ситуацию со стороны Японии, поэтому смотреть его в первую очередь стоит тем, кого интересует именно японская версия конфликта: причины вступления Японии в войну с США, ожесточённое политическое противостояние командования армии, настроенного на скорейшее развязывание войны, и командования флота, которое стремилось избежать войны или хотя бы отсрочить её начало. Важную роль в этой борьбе играл и главный герой фильма, Исороку Ямамото. Как и в "Перл-Харборе", тут есть вторая линия: война показана глазами журналиста, обычного человека, а не офицера. Прослеживается и изменение настроения общества по отношению к войне, показанное через бытовые сцены. «Атака на Перл-Харбор» будет интересна тем, кто хочет лучше получить «японский взгляд» на события 1941-1942 годов и больше узнать о таком, безусловно, выдающемся историческом деятеле, как адмирал Исороку Ямамото.