Автор: Кристина Малык
«Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня».
Иез 3:17
Как христианские, так и иудейские богословы сходятся во мнениях о том, что пророческое движение в Древнем Израиле имело колоссальное влияние на развитие иудейского монотеизма, который, благодаря пророческому движению, стали называть «этическим иудаизмом». Деятельность ветхозаветных пророков оказала влияние и на жизнь древнееврейского общества в целом. Но кем были эти люди – пророки? В чём заключалась их деятельность? И каким образом она повлияла на развитие монотеизма на Ближнем Востоке?
Кто такие пророки? Что такое пророчество?
Древний Израиль не является родиной пророческого феномена: подобная традиция была довольно широко распространена на Ближнем Востоке в древности, и евреи, вероятно, лишь переняли её из религиозных практик своих соседей. В частности, в Библии есть история о пророке Валааме (нееврей), который пророчествовал царю моавитскому (Числ 22-24). Есть и история о пророках Ваала, приведённых Иезавелью. Согласно тексту Библии, их истребил пророк Илия после того, как идолопоклонники совершили неудачное жертвоприношение на горе Кармиль (3 Цар 18:19-40). Но древнееврейские пророки, возвеличивавшие Яхве (древнееврейское имя единого Бога), так или иначе отличаются от всех прочих пророков. Древние евреи называли их «наби» – это слово является производным от глагола «взывать, возвещать». Соответственно, пророк – тот, кто взывает, возвещает, является глашатым Всевышнего. Об этом напрямую сказано в книге Иеремии: «Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер 1:9). При этом пророки знают, что являются «глашатыми Господа», и нередко начинают свои проповеди со слов «так говорил Господь».
Пророчеством у древних евреев считалось именно откровение или озарение, ниспосланное пророку свыше (гадания, используемые оракулами-идолопоклонниками, иудейский монотеизм запрещал). Ранние пророки (Нафан, Самуил, Илия, Елисей) проповедовали в кризисные периоды для древнееврейского общества, а их послания, как правило, были адресованы царю и касались государственных дел или социальной политики. Отметим, что ранние пророки не оставили после себя письменных собраний откровений, в отличие от пророков «классических» – пророков-писателей, которые адресовывали свои послания всему народу, указывая ему на проблемы как в социальной, так и в религиозной сферах, пытаясь предупредить жителей Древнего Израиля о предстоящих событиях: пленении и изгнании евреев с «земли обетованной», разрушении иерусалимского Храма.
Борьба пророков с остатками язычества в Древнем Израиле
Иудаизм не сразу стал монотеистической религией. Изначально Яхве, как утверждают учёные-библеисты Новейшего времени, был, очевидно, верховным богом, покровителем древнееврейского народа. Однако благодаря пророческому движению, которое всячески стремилось искоренить идолопоклонство и поклонение другим божествам, Яхве стал единым и единственным Господом. Поэтому в книгах пророков содержатся и речи, остро критикующие язычество и идолопоклонство (Ис 13-23; Иер 46-51; Иез 25-32). Древнеизраильские пророки повествовали, что история человечества есть воля Божья (вспомним ту же библейскую историю о всемирном потопе и Ноевом ковчеге), а история древних евреев движется в рамках следования «избранному» народом завету, который они заключили с Господом: если израильтяне живут по завету и не нарушают заповедей Божьих, то и живут они без бед; если же израильтяне нарушают законы и, как нередко говорится в текстах Библии, совершают «мерзкое пред очами Господа», то евреев постигают различные катастрофы в качестве кары за неповиновение Всевышнему.
Пророческое движение и становление этического иудаизма
Роль пророческого движения в становлении этического иудаизма заключается, главным образом, в возвышении морали и справедливости. Все пророки непримиримо боролись с грехами и порочностью, ведь святость Божия противопоставлена греху (Ис 6:5). Каждый из классических пророков говорит о том, что грех – это разделение между людьми и Богом, посягательство на Господа (Ис 59:2). Любопытно, что пророческая деятельность Иеремии строится именно на концепции греховности народа: так, по откровениям Иеремии, народ настолько погрязает во грехе, что предстаёт перед Господом окончательно испорченным (Иер 13:23). И, соответственно, грех требует воздаяния. Чтобы избежать кары, необходимо «взыскать Господа» (Ам 5:4; Иер 50:4; Соф 2:3). Пророк Софония объясняет данное высказывание острой необходимостью взыскать правду, смирение. Пророки были и ярыми противниками «культа ради культа»: Бог требует религии, проникающей главнейшим образом в душу и сердце человека (Иер 31:31-34), поэтому пророки были ярыми противниками внешней, напускной обрядовости, оторванной от состояния души человека (Ис 1:11-17; Ос 66; Мих 6:6-8). Интересно, что пророки часто дают Господу эпитеты, соотносящиеся с высокой моралью и всеобъемлющей справедливостью: так, Всевышний есть «Бог праведности» (Амос), «Бог любви» (Осия), «Бог святости» (Исайя).
Идеи социальной справедливости у пророков
Не осталось пророческое движение и в стороне от насущных проблем древнееврейского общества. Пророки всегда стояли на стороне слабых, угнетённых и беззащитных; противостояли лжи, насилию, несправедливости. Можно сказать, что идеи социальной справедливости вытекают именно из концепций морали, ведь именно милосердие правителя является залогом жизни народа в справедливости. В целом, и пророки рассматривают социальную жизнь народа с позиции морали и нравственности.
Амос, первый из пророков-писателей, пошёл из Иудеи на север, возвещая в своих проповедях о социальной справедливости, порицая царя за голод и унижения бедняков. В своих проповедях он обличал все притеснения несчастных: продажах «правого за серебро, бедного – за пару сандалий» (Ам 2;6), несправедливость судебных процессов по отношению к беднякам (Ам 5:12), попирания и поборы с бедняков («берёте от него подарки хлебом») (Ам 5:11).
Пророк Исайя повествует о том, что людям пора перестать гнаться за богатством и приумножать его всеми возможными и невозможными средствами (Ис 5:8). «Что тесните народ мой и угнетаете бедных?» – вопрошает Исайя тех самых богачей, позабывших о морали и нравственности в погоне за серебром (Ис 3:15). Его идеал справедливого общества – Древний Израиль эпохи Судей («И опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как в начале») (Ис 1:26). Он противопоставляет жизнь в союзе племён (колен Израилевых) жизни городской с её богачами и пороками.
Пророки Иезекииль и Иеремия были сторонниками личной ответственности человека за содеянные им грехи, не перекладывая наказание на детей за грехи отцов, как об этом говорит Господь во Второзаконии: «…Я Господь Бог твой,…, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода…» (Втор 5:9). Примечательно, что и в книге пророка Иеремии, и в книге пророка Иезекииля приводится одна и та же известная древнееврейская пословица: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер 31:29; Иез 18:2). Если Иеремия говорит о том, что в ближайшем будущем этот закон будет отвергнут и люди перестанут произносить эту пословицу, и сами согрешившие, а не их потомки, будут страдать за собственное беззаконие (Иер 31:29-30), то Иезекииль прорчит следующее: «Живу я! Говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле» (Иез 18:3). Более того, пророк отвергает любую возможность несения детьми ответственности за грехи отцов или же отцами за грехи детей (Иез 18:10-20). Эта мысль перекликается с другим тезисом из книги Второзакония: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за своё преступление» (Втор 24:16).
Политическая деятельность пророков
Нередко пророческое движение оказывалось вовлечённым и в политическую жизнь страны. Ещё в эпоху Судей Израилевых пророчица Девора бросила клич к объединению израильтян против надвигающегося войска ханаанеев и от имени Яхве назначила военачальника – Барака, сына Авиноамова, и при этом пророчица пошла с ним, вдохновляя его на сражение: «Сам Яхве пойдёт с тобою» (Суд 4:6-14). Другой ранний пророк, Самуил, в войне против филистимлян (когда те отобрали у израильтян Ковчег Завета) был и пророком, и вдохновителем народа. После окончания войны и возвращения Ковчега Завета древним евреям Самуил стал Судьёй. Много лет спустя, когда он состарился, ему предстояло помазать на царство первого царя Израиля – Саула (1 Цар 10). После того, как Саул неверно выполнил ряд указаний Самуила (конечно же, ниспосланных Господом), пророк изменил к царю отношение и сказал, что «Яхве отверг тебя быть царём» (1 Цар 15). Немногим позже Самуил, ещё при номинальном царствовании Саула, помазал на царство Давида, придворного Саула (1 Цар 16).
В период правления царя Давида пророки стали его советниками. Так, Пророк Гад был рядом с Давидом, ещё когда тот скрывался у моавитского царя. Именно Гад посоветовал ему вернуться. В последствии Гад стал «царевым прозорливцем» (2 Цар 29:25). Интересен и другой пророк, приближённый к Давиду, – Нафан. Он был воспитателем будущего царя Соломона. И когда царевич Адония (старший сын Давида) задумал совершить переворот против престарелого отца, именно Нафан донёс о готовящемся заговоре матери Соломона, Вирсавии, а ей, в свою очередь, удалось убедить царя Давида, чтобы тот немедленно помазал Соломона на царство (3 Цар 1:8 и далее). Затем Нафан был советником при дворе молодого царя Соломона.
Ветхозаветные книги пророков
Скажем пару слов и о книгах пророков, являющихся частью Ветхого Завета. Деяния ранних пророков, как уже было сказано, не были описаны в отдельных книгах. А те пророки, которые считаются авторами одной из книг библейского канона, называются классическими пророками или же пророками-писателями. Хотя называть их писателями не очень верно: пророки главных образом провозглашали свои откровения в устной форме, и путь от откровения к зафиксированному тексту достаточно сложный, запутанный, полон пробелов и неточностей. Всего шестнадцать пророков считаются авторами книг: Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Первые четыре пророка называются великими, оставшихся двенадцать принято называть малыми пророками. Еврейский и христианский библейские каноны расходятся в вопросах канонизации писаний пророков: так, в Еврейскую Библию включены лишь 4 книги: Исайи, Иеремии, Иезекииля и Двенадцати (откровения малых пророков объединены в одну книгу). Книгу пророка Даниила иудаизм относит к агиографическим (агиография – отрасль церковной литературы, содержащая жизнеописания святых). В христианском, в частности, православном каноне таких книг шестнадцать (Плач Иеремии прибавляется к книге данного пророка), при этом книга Варуха и Послание Иеремии в священный канон не входят.
Роль пророческого движения в Древнем Израиле очень и очень велика. Пророки не просто возвещали слово Господне народу, наставляя его на путь истинный, прививая людям понятия морали и отвращение к порочному, но и принимали участие в социальной и политической жизни древнееврейского общества: боролись за права бедных и обездоленных, помазывали правителей на царство и были их советниками. Именно пророческое движение способствовало развитию той концепции монотеизма, которая всем последователям авраамических религий хорошо известна.