Иностранцам не много известно о северокорейской системе образования. Большинство думает, что в образовательных учреждениях КНДР не происходит ничего, кроме постоянного «промывания мозгов». Мы постарались составить собственное мнение относительно северокорейской образовательной системы, опираясь на рассказы людей, которые когда-то были ее частью.
Моника Масиас, уроженка Новой Гвинеи, которой довелось учиться в военной школе-интернате в Пхеньяне, говорит, что школьники в КНДР изучают примерно то же, что и дети по всему миру. Например, западную литературу: Толстого, Гюго, Шекспира, Джейн Остин. По мнению Моники, каждый северокорейский школьник стремится быть лучшим учеником в классе, поэтому подростки на севере Корейского полуострова учатся усерднее и усваивают больше материала, чем их сверстники из других стран. В северокорейских школах преподают всемирную историю: детям рассказывают про основание США, I и II мировые войны и холокост. Однако исторические факты, противоречащие государственной идеологии, искажаются. Так, все граждане КНДР уверены, что Корейскую войну начала «марионеточная» Южная Корея, а не наоборот. Обязательной частью школьной программы является изучение основ коммунизма, в частности, чтение трудов Маркса, Ленина и Ким Ир Сена. Детям объясняют, что Северная Корея находится на этапе социализма, а чтобы построить коммунизм, необходимо много времени. На уроках географии учащимся рассказывают про географические и культурные особенности других стран. А еще про то, как люди, которым не посчастливилось родиться в КНДР, страдают от «ужасов капитализма». В качестве иллюстраций используются фотографии голодающих жителей Африки. Каждый северокореец с детства знает, что во всех бедах его родины виноваты другие страны, особенно США.
Бежавшая из Северной Кореи Юн Ми На рассказывает, что после уроков для школьников предусмотрены обязательные внеклассные занятия: уборка мусора, работа на строительных объектах или в местных колхозах.
Другой беженец, Ким Чжэ Ёнг, говорит, что у жителей Северной Кореи есть доступ к переводной литературе. Ее содержание, однако, подвергается жесткой цензуре, противоречащие государственной идеологии куски текста попросту вырезаются. Большая часть детской литературы посвящена подвигам северокорейских героев или вечного президента КНДР товарища Ким Ир Сена. По словам Чжэ Ёнга, эти книги интересно читать, но мало кто осознает, что большая часть того, что в них написано, – выдумка.
Ли Сонг Мин покинул Северную Корею в декабре 2009 года, в данный момент он живет в Канаде. Вот что он вспоминает о своем детстве: «В детских садах регулярно устраиваются эстафеты. На одном из этапов дети должны, пробегая мимо манекена американского солдата, ударить его. Нас учили, что американцы – животные, которые хотят нас убить. Многие северокорейцы до сих пор в это верят. Они считают, что американцы вторгнутся в КНДР и поработят ее жителей».
Гванг Чхоль, сейчас проживающий в Южной Корее, рассказывает, что впервые в жизни он стал свидетелем смертной казни во время одной из обязательных школьных экскурсий, когда ему было 14 лет. Он видел, как были расстреляны четверо солдат, по 3 выстрела в каждого. Гванг Чхоль говорит, что во время этой экскурсии он ясно понял, что до него хотят донести: «Ты никогда не должен совершать того, что неугодно твоей стране».
Главной целью северокорейской образовательной системы является формирование не полноценной личности, а безоговорочно подчиняющегося гражданина. Неудивительно, что дети высокопоставленных северокорейских чиновников учатся за границей.
Александра Урман