Перевод: Алена Ищенко
Специалист по современному искусству Ближнего Востока Маса аль Катуби – о рынке современного искусства в регионе и его ключевых фигурах:
– Как развивался рынок, что способствовало его росту?
– В 2016 году аукционный дом Christie’s отмечал свой десятилетний юбилей пребывания в Дубаи, и это отлично демонстрирует, насколько молод рынок современного искусства на Ближнем Востоке. Галереи и раньше представляли некоторых художников, но в полной мере международный рынок обратил внимание на Ближний Восток только в 2003 году, когда в Лондоне и Париже состоялись аукционы искусства исламских стран. С этого момента рынок современного искусства Ближнего Востока стал стремительно расти. Об этом мы можем судить по суммам, за которые были проданы работы Люай Каййали и Дыйа аль-Аззави, а также сравнив цены на произведения искусств одних и тех же художников на аукциона в Дубаи в 2006-2007 и через 10 лет — в 2016 году. Такой подъём обусловлен ростом понимания и высокой оценки работ современных ближневосточных художников и рынка искусств исламских стран в целом. С открытием новых музеев и проведением ретроспектив таких известных художников, как Дыйа аль-Аззави, ближневосточные художники приобретали всемирную известность. Примером такого роста популярности можно назвать всплеска интереса к творчеству иранского художника Парвиза Танаволи, отправной точкой которого послужила выставка 2015 года в Музее Дэвиса в колледже Уэллсли.

Parviz Tanavoli – Last Poet of Iran // фото: Wikimedia Commons
– Какие темы наиболее характерны для современного искусства Ближнего Востока?
– В основном художников интересует адаптация традиционных идей и мотивов. Множество современных ближневосточных художников также волнует вопрос идентичности, важные культурные и политические события, оказывающие влияние на то, как люди живут и мыслят. Эмигрировавших художников занимает вопрос самоидентификации.
– Можно ли сказать, что у коллекционеров сейчас наиболее популярны какие-то определённые течения, школы, тренды?
– Среди коллекционеров на данный момент очень популярны работы, стоявшие у истоков тех или иных движений в искусстве. Например: очень тяжело разыскать работы художников, принадлежавших к школе Саккахане (Saqqakhaneh), получившей развитие в начале 1960-х годов. Кроме того, популярностью пользуется творчество женщин-художниц, ранее недооценённых из-за своего пола. Например: на ярмарке современного искусства, прошедшей в Дубаи в 2016 году, были представлены работы художницы из Ливана Хелен Халь, Муниры Фарманфармайан из Ирана, из Египта Тахии Халим и турецко-иорданской художницы Фахронисы Зейд.

Fahr El Nissa Zeid, Break of the Atom and Vegetal Life, 1962// фото: www.pinterest.com
– Какие страны, на ваш взгляд, подарили миру наиболее ярких художников Ближнего Востока?
– Традиционно центром современного искусства, родом откуда большинство наиболее известных художников, чьё творчество пришлось на 1900-1980 годы, являются Иран, Ирак, Египет, Ливан и Сирия. Самые известные религиозные художники – из Ирана и Ливана.
– Назовите, пожалуйста, художников, наиболее важных для понимания искусства эпохи модерна на Ближнем Востоке.
– Махмуд Саид (1897-1964), которого называют отцом современного египетского искусства. Он был сыном премьер-министра Египта, оставившим карьеру юриста, чтобы отправиться во Флоренцию изучать живопись. Его картины написаны маслом с использованием западных техник, основная тематика его работ – сценки из повседневной жизни египтян, в которых отражается богатая история страны.

Mahmoud Saïd (Egyptian, 1897-1964), i) La mosquée blanche ii) Le Nil, executed circa late 1920s. //www.christies.com
Парвиз Танаволи (р. 1937) — один из основателей школы Саккахане (Saqqakhaneh), в своём творчестве он стремится соединить современность и наследие Персии, в качестве вдохновения используя классическую поэзию, каллиграфию, мифологию и искусство миниатюры. В первую очередь он известен как скульптор, и картины его авторства встречаются реже, в них можно проследить мотивы классических историй, таких как “Фархад, одолевший гору” и “Империя Ахеменидов Дария Великого” (известная также как первая Персидская империя).
Бурхан Доганчай (1929-2013) считался одним из ведущих современных художников Турции. В 1970-х годах он уехал в Нью-Йорк и был заворожён динамичностью и смелостью стрит-арта. Его работы того периода, включая серию “Ленты”, наиболее востребованы у коллекционеров.

Wool & Madonna, Burhan Dogancay//www.pinterest.com
Кадим Хайдар (1932-1985) — один из пионеров современного иракского искусства. Он соединил традиционное мировоззрение и идеи Востока и стилистические приёмы Запада, такие как кубизм, экспрессионизм и абстракция. Одна из самых знаменитых его серий работ “Мученики” вдохновлена культурными традициями шиитов, она изображает битву при Кербеле, в которой погиб Хусейн ибн Али.
Ливанский художник Поль Киракосян (1926-1993) стал известен благодаря своим эскспрессионистическими полотнам, на которых часто изображены группы женщин, символизирующие надежду, свободу и преемственность. В 1980-х годах его работы стали менее фигуративными, а его яркая палитра и интенсивные мазки заложили основу для абстрактных работ.
– Кто, на ваш взгляд, является ключевыми фигурами современного искусства Ближнего Востока?
-Фархада Мошири (р. 1963) называют Энди Уорхолом Ближнего Востока. Его работы играют на китче материального и банального, подчеркивая таким образом пропасть между исламскими традициями и историей и и современностью Ближнего Востока.
Ахмед Матыр (р. 1979) — создатель и участник группы “Край Аравии”, состоящей из художников, стремящихся обратить внимание на художественные практики стран Персидского Залива, особенно Саудовской Аравии. Творчество Матыра охватывает различные медиумы: фотографию, каллиграфию, живопись, инсталляцию, перформанс и видео.
Ливанский художник Набиль Нахас (р. 1949) живёт и работает в Нью-Йорке. В своём творчестве он соединяет Западные техники и традиционные мотивы своей родины, создавая яркие абстракции.
Пожив в Нью-Йорке в 1945-1957 Мунира Фарманфармайан (р. 1922) вернулась на родину в Иран. Впоследствии Исламская революция вынудила её снова эмигрировать в США. Именно в Нью-Йорке она подружилась с такими художниками, как Виллем де Кунинг, Джэксон Поллок и Энди Уорхол. С помощью традиционной иранской техники зеркальной мозаики она создала диско шары как воплощение поп-культуры США 1970-х. В 2015 году в Музее Соломона Гугенхайма прошла ретроспектива художницы.
– Какие музеи вы могли бы порекомендовать для знакомства с современным искусством Ближнего Востока?
– Матхаф: Арабский музей современного искусства в Дохе и Музей Сурсок в Бейруте.
Источник: https://www.christies.com/features/Collecting-guide-Middle-Eastern-Modern-and-Contemporary-Art-7732-1.aspx