Япония на протяжении всей своей истории сохраняла тесные связи с соседними Китаем и Кореей. Исследования истории японского государства, народа и культуры показывают, что японцы очень многое позаимствовали у своих соседей. Но, как это свойственно японцам, они не слепо копировали перенимаемые вещи, а перестраивали все на собственный лад и адаптировали к японской действительности.
Конечно, больше всего японцы заимствовали у Китая, он на протяжении столетий был своего рода наставником, культурным донором, и японцы буквально впитали в себя китайскую культуру.
Кроме того, японцы чтят свои традиции, которые оказывают огромное влияние на все сферы их жизни. Жители Страны восходящего солнца полагают, что «тогда [в прошлом] было лучше, чем сейчас и люди были мудрее, поэтому, если в этом вопросе они бы отказались, мы тоже откажемся». Так что для решения многих вопросов японцы обращаются к опыту прошлого.
После небольшого, но необходимого вступления, хотелось бы перейти непосредственно к предмету нашей статьи — демографической ситуации в Японии в 1966 г. и к тому, как она связана с традиционализмом японцев.
В начале ХХ века рождаемость в Японии была довольно высока. В 1925 г. коэффициент суммарной рождаемости (количество всех способных рожать женщин, поделенное на количество рожденных детей) в Японии составлял 5,1 рождения на одну женщину. В 1930 г. этот коэффициент снизился до 4,7, но стоит отметить, что в тот же период (1925-1930 гг.) в США он составлял 3,3, а в Германии вообще 2,1. Затем, в начале 50-х годов, этот показатель в Японии упал ниже 3, то есть ниже тогдашнего уровня США и других стран Западной Европы. После Второй мировой войны рождаемость продолжала снижаться, но уже не такими быстрыми темпами – к 1995 г. коэффициент был равен 1,42 рождения на одну женщину.
Однако во второй половине 60-х годов ХХ века сложилась довольно интересная с демографической точки зрения ситуация. Япония с 1961 г. по 1965 г. продемонстрировала незначительный, но устойчивый восходящий тренд с 16,9 до 18,6 рождений на тысячу жителей. В 1967 г. эта отметка выросла примерно до 19,2, правда, затем рождаемость пошла на спад. Но что же случилось в 1966 г.? Рождаемость резко упала до 13,7. То есть, повторим, что рождаемость в 1965 г. составляла 18,6 на тысячу жителей, в 1966 г. – 13,7, а в 1967 г. – 19,2. Чтобы было понятнее, посмотрим, как это выглядит на графике:
Здесь отражены только те японцы, что проживают непосредственно на территории родного государства. Но есть и такие, кто живет в Калифорнии или на Гавайях.
Например, уровень рождаемости среди выходцев из Японии в Калифорнии выше, чем среди японцев в самой Стране восходящего солнца или на Гавайях. В 1960-ых гг. на Гавайях коэффициент рождаемости японского населения также шел на спад: с 18,2 в 1961 г. до 15,5 в 1965 г. В следующем году, 1966 г., общий коэффициент рождаемости снизился до 13,7, хотя ожидаемый коэффициент был 14,8.
На графике видно, как изменялся коэффициент рождаемости у японцев, проживающих в Японии, Калифорнии и Гавайях в период с 1961 г. по 1968 г.
Если внимательнее присмотреться к показателям 1966 г., можно увидеть, что, именно в этот год произошел наиболее резкий спад рождаемости.
После 1966 г. коэффициент в Калифорнии и на Гавайях не вернулся к предыдущему тренду, как это было в Японии, а продолжил снижаться. Но стоит отметить, что довольно резкий спад рождаемости выпадает именно на 1966 г. Какое же событие могло вызвать такое резкое падение рождаемости среди японцев во всем мире?
Как говорилось ранее, Япония, будучи развитой страной, сохранила при этом множество верований и предрассудков. До сих пор существуют своего рода «суеверия», например, относительно Альманаха — астрономического календаря или гороскопа, который японцы переняли у китайцев.
Примером может служить «Томобики» – один из шести особых дней, название которого буквально можно перевести как «тащить (за собой) друга». Он считается неблагоприятным временем для похорон, так как умерший может «утянуть» близкого друга или родственника за собой. В этот день в Японии закрыты все похоронные бюро и крематории.
Другое суеверие — так называемый год Огненной Лошади. Женщины, которые родились в этот год, обладают нежелательными характеристиками и их следует избегать как партнеров для брака. Год Огненной Лошади случается каждые 60 лет. Считается, что женщина, родившаяся в этот год — «огненная», импульсивная, быстро выходит из себя и, если она выйдет замуж, то сделает жизнь мужа невыносимой и не сможет иметь нормальную семью.
Считается, что рожденные под этим знаком — испытание для близких. Неукротимый темперамент и редкостное упрямство способны довести любого до белого каления. Эти люди всегда занимают активную позицию в жизни, они люди действия. И часто разрушительного, поскольку их сила велика, а желания ярки и непредсказуемы. Они независимы и горды, не могут находиться в подчинении и всегда стремятся занять позицию лидера во всем — от работы до личной жизни. У людей, рождённых в год Огненной Лошади, есть склонность к притягиванию к себе проблем. Огонь – стихия революционеров и кардинальных реформаторов. Поэтому «огненные лошади» стремятся к чему-то новому с великой силой. Проверенные временем принципы и нормы не для них.
Этот «миф» распространился по Японии в 1682 г., когда его объединили со сказкой о Яои Осити. Осити, жившая в Эдо (современный Токио), была 16-летней девушкой, дочерью хозяина овощной лавки. В 1681 г. Осити влюбилась в молодого священника, которого встретила в храме, когда искала спасения от большого пожара. Надеясь вновь увидеть возлюбленного, в 1682 г. она подожгла свой собственный дом, пламя с которого распространилось и уничтожило большую часть города Эдо. Девушка была арестована, затем ее судили, и за поджог она была приговорена к казни. Осити была сожжена заживо, чтобы заплатить за свое преступление. Ее могила находится в районе Хакусан (Токио). Яои Осити стала легендой и героиней нескольких пьес театра Кабуки. Именно благодаря театру этот исторический эпизод прошел через века.
В более позднее время, в 1930-х годах, жители Японии были обеспокоены невменяемой женщиной, которая убила своего любовника, отрезала его половой орган и после носила его у себя на груди (см. фильм «Империя чувств», реж. Нагиса Осима). Полагали, что она родилась в год Огненной Лошади. Из-за подобных инцидентов суеверие только укрепляло свои позиции.
По китайскому календарю года Огненной Лошади приходятся на 1906, 1966 и 2026 г. Так просто ли это совпадение, что рождаемость резко упала именно в 1966 году?
Сейчас мы можем ответить на этот вопрос, так как располагаем достаточным количеством информации. Это не было совпадением. Суеверие действительно оказало огромное влияние на воспроизводство населения в 1966 г. Родители ни за что не пожелали бы ребенку такую судьбу, как у тех, кто родился в год Огненной Лошади. Ведь эти люди, по сути своей, не способны завести нормальную семью и сами страдают от своей «гиперактивности». Также мнение о том, что люди, рожденные в этот год, могут натворить немало бед, способствовало тому, что родители не хотели, чтобы их ребенок стал причиной какой-либо страшной катастрофы.
Для страны, которая так чтит свои традиции, подобное суеверие – вполне весомый аргумент, в то время как западным людям, наверное, кажется очень странным, что простые предрассудки могли привести к такому значительному спаду рождаемости в стране.
Ксения Захарова