Согласно классической индуистской философии, человеческое существование подчиняется четырем главным целям: дхарме – соблюдению религиозных порядков и социальных предписаний, артхе – приобретению материальных благ, а также знаний, мокше – обретению освобождения от перерождений и, что интересно, каме (любви). В данном случае имеется в виду не только любовь, но и любое желание плоти (как, например, потребность в пище), так как первое значение санскритского слово «кама» – именно желание и его удовлетворение. Любовь и бог любви – значения производные. Тем не менее, и сами индийцы понимали под камой в первую очередь любовь. Автор Камасутры Ватсьяна говорит о том, что любовь подобна пище, так как служит для поддержания тела. То, что любовь в индийской культуре возносится на пьедестал главных целей жизни, уже говорит о многом. Несмотря на очень развитую концепцию отшельничества, индийская культура при этом никогда не отрицала плотских страстей, скорее даже наоборот. Индийцы, которые не посвящали себя служению богу и скитаниям по лесам, традиционно были гедонистами. Естественно, это в большей степени относится к городской культуре. Служение только желаниям плоти никогда не поощрялось, но их удовлетворение было смыслом земного существования. Такие высшие цели, как слияние с Абсолютом и достижение нирваны, были уделом немногих, простые же люди «довольствовались» любовью и другими радостями мирской жизни.
Для индийской философии любви очень важно понятие «шрингара», которое также означает любовь, но его первичное значение – красота, украшение, так что шрингара – это любовь возвышенная, не плотская. Данное понятие несоизмеримо шире, чем кама, и включает его в себя, так как познание высшей любви невозможно без чувственного восприятия. То есть в индийской философии шрингара соотносится с порывами души, а кама – с желаниями тела, при этом кама первична, но является лишь шагом на пути к идеальному союзу. Любовная санскритская лирика также называется возвышенно – шрингара, несмотря на то, что полна эротизма. Тем не менее, в этих стихах совсем нет пошлости и вульгарности, лишь подчеркивается эстетика любовной страсти, которая возносит поэта на пути к познанию истинной красоты – шрингары.
К чему все боги: Шива, Вишну, Брахма…
Пусть защитит тебя отныне и всегда
лицо красавицы, с туманом глаз,
украсившим вершину
вкушения любви,
с чуть различимой бинди и в оправе
дрожащих локонов, когда
пот каплями оденет в паутинку
ее изящный стан, склонившийся к тебе.
(Анандаврдхана, перевод А. Таран)
Семья во всех культурах – основа социума, но индийская философия идет дальше. Она рассматривает в первую очередь союз между мужчиной и женщиной как важнейшую социальную ячейку. В индийском пантеоне практически все божества мужского пола наделены супругами, и, что интересно, многие из женских божеств не появляются в мифологии без супруга. Конечно, есть такие полноценные богини, как всевозможные ипостаси Парвати – жены Шивы, Лакшми – жены Вишну, но их не так много. Большинство женских божеств получили свое имя и статус от супруга, как, например, Индрани – от Индры, Махешвари – от Махешвар и т. д. А все потому, что индийцы считают, что Бог не может выполнять свои божественные функции без супруги, как обычный человек без жены не может выполнять социальные. Супруг и супруга мыслятся в Индии как единое целое, то есть по отдельности они неполноценны, так как мужчина является телом союза, а женщина – душой, живительной энергией.
Поэты в женщинах, поверь, не смыслят ничего.
Они твердят нам все одно, — что женщина слаба.
Но если взглядом женских глаз сам Индра побежден,
Как можно, право, говорить о слабости ее?
(Бхартрихари, перевод Ю. Алихановой)
В индийской философии считается, что через любовь можно познать Бога, а значит, и весь мир. Потому в Индии были широко распространены различные тантрические практики, в которых любовный акт между мужчиной и женщиной и непосредственно экстаз возводились в основу познания Абсолюта. До сих пор многие маргинальные секты и течения практикуют подобные идеи, но классическим индуизмом они отрицаются и порицаются.
Также в индуизме существует течение, основой которого является любовь к божеству. Об этом течении, несомненно, слышали мы все. Это кришнаизм. Дело в том, что именно в данном направлении вишнуизма концепция любви к богу достигает своего апогея. Кришна – это суть мира, он есть все вокруг, а все вокруг – есть он, и адепт должен культивировать в себе любовь к божеству, и, соответственно, ко всему вокруг. Существует пять ступеней в развитии этого чувства: 0 – безразличие адепта, 1 – отношение адпета-раба к Кришне как к своему хозяину, 2 – отношение адепта к богу как ребенка к родителю, 3 – отношения между ними как между друзьями и 4 – отношения между ними как между возлюбленными. На вершине этой лестницы кришнаита ждет высшее блаженство и купание в водах бесконечного наслаждения вместе с Кришной. Воплощением последней ступени является возлюбленная Кришны Радха, которая первой взрастила в своей душе бесконечную любовь к богу, поэтому все адепты в равной мере поклоняются и ей, несмотря на то, что она не является богиней, и стремятся достичь той же ступени любовного чувства.
В то время как Европа пришла к психологии отношений лишь в 20 веке, да и то, скорее всего, под сильным влиянием феминизма, в Индии уже на протяжении двух тысячелетий существует целая философия любви, основополагающим трактатом которой является Камасутра. Об этом сочинении мы поговорим в следующий раз.
Кристина Доника