В начале 20 века, незадолго до того, как японские комиксы-манга приобрели привычный нам формат и стали издаваться в виде связных историй, публикующихся в журналах или отдельных томиках, в японской культуре существовало интереснейшее явление —камисибай.
Камисибай, или «бумажный театр», представлял собой зрелище, состоящее из показа ряда иллюстраций к какому-либо рассказу и сопровождающееся устным пояснением. Считается, что театр возник в среде буддийских школ, которые использовали его для распространения своего учения среди малограмотного населения в конце 1920-х годов. На развитие театра повлияла традиция этоки («разъясняющий рисунок»), подразумевающая под собой толкование смысла картины.
Этоки попал в Японию вместе с буддизмом из Китая и предназначался для религиозных целей. Это были вертикальные свитки с изображением, которые подвешивались на столбы и объяснялись с помощью палочки-указки. С их помощью монахи рассказывали широкой публике об истории своего монастыря или показывали картины ада, чтобы привлечь новых верующих и потенциальных покровителей. Своего расцвета эта традиция достигла в 18 веке, когда художники нередко покидали храмы и становились бродячими рассказчиками.
В начале 20 века идея передачи историй с использованием картин превратилась в камисибай и стала носить коммерческий характер. Рассказчик, обычно продавец конфет, устанавливал специальный деревянный короб на багажник велосипеда и таким образом гастролировал из города в город или из деревни в деревню. Конструкция самого театра была довольно незамысловатая. Камисибай являлся «экраном» или рамкой, куда заранее вставлялись все картинки. По мере развития сюжета истории картинки одна за другой вытягивались сбоку, и на переднем плане оказывалось новое изображение. Рисунки выполнялись акварельными красками, затем наклеивались на картон и покрывались лаком, чтобы их не повредил дождь. На оборотной стороне листа делались пометки, чтобы рассказчик, которой стоял за рамкой, мог подсмотреть текст. При этом он должен был обладать хорошими актёрскими способностями, чтобы легко изменять голос и исполнять роль разных персонажей, в том числе и женских.
Интересно, что уже тогда представления делились на «сёнэн» (для мальчиков) и «сёдзё» (для девочек), одни из самых популярных жанров среди современных японских комиксов манга. Обычно представления состояли из комедийной истории, мелодрамы и приключенческого экшена. Также были очень распространены исторические драмы, «самурайские боевики», фольклор, городские легенды и даже научная фантастика. Сами рассказчики часто прерывали свою историю на полуслове, тем самым побуждая зрителей прийти на следующий день, надеясь продать еще больше конфет. Подобный бизнес давал возможность дополнительного заработка в период сложной экономической ситуации, в которой оказалось Япония в 30-х годах.
В годы участия Японии во Второй мировой войне с помощью камисибай населению показывали новости с фронта. Его также использовали для осуществления военной пропаганды и продвижения идей коммунистической партии. Таким образом «бумажный театр» стал неотъемлемой частью общественной жизни японцев.
Камисибай часто сравнивают с манга и называют ее предшественником. Общим для них является принцип составления последовательных историй на бумаге. Считается, что камисибай подарил манга ряд запоминающихся персонажей, в том числе первого в мире супергероя – Огон Батто.
Популярность камисибай длилась недолго. После окончания Второй мировой войны с появлением в Японии телевидения он утратил свою актуальность. Чтобы люди могли узнавать последние новости, первые телевизоры устанавливали в общественных местах. Поначалу их даже называли дэнки камисибай – «электрический бумажный театр». Вскоре каждая семья могла позволить себе купить телевизор, и дети стали проводить все свое время у голубых экранов.
Сейчас камисибай используют в школах и детских садах на утренниках и фестивалях. Остаются люди, которые сохраняют и популяризируют это искусство. Одним из самых известных рассказчиков историй бумажного театра является Юси Ясуно, также известный под псевдонимом Яссан. Он увлекся историей развития камисибай и его связью с манга в 1972 году. В 2006 году он несколько раз выступал с представлениями в Международном Музее Манга в Киото. Иногда его можно встретить на улицах Киото и посмотреть уникальные представления, которые будут понятны каждому.
Николь Сукиасянц