Год назад в Таиланде произошел военный переворот. Борьба богатых южан и сельскохозяйственного севера привела к тому, что генерал Прают Чан-Оча взял дело в свои руки. Командующий Королевской армией после отмашки монарха Рамы IX ввел в стране военное положение. Теперь судьба тайцев зависит от Национального Совета по реформам, который разрабатывает новую Конституцию.
Мировое сообщество эти события встречает спокойно — Таиланд за последние 80 лет пережил уже 12 таких переворотов. Здесь важен культурный аспект. Генерал Чан-Оча заявил, что в основном законе Таиланда теперь будет официально закреплен “третий пол” — катои.
Катои — это лицо тайского туризма. Европейцы называют их ледибоями, трансвеститами, транссексуалами. И во всех трех случаях ошибаются. Катоев нельзя отнести ни к одной из этих категорий. Они составляют часть многовековой культуры и занимают особое место в философии и религии страны.
Катои составляют 0,3-0,5 процентов населения Таиланда. Словарь тайского определяет их как “лиц, чье поведение и разум противоположны их полу”. То есть упор делается на психологический аспект. Катоя определяет мышление, а не сексуальные пристрастия, гормональная терапия или операция по смене пола.
“Мы всегда были здесь”
Первые упоминания о катоях относятся к 19 веку, когда в королевство Сиам (нынешний Таиланд) попали представители западной цивилизации и иммигранты. Они писали о мужчинах, одевающихся как женщины и вплетающих в волосы цветы. Такие люди чаще всего работали танцорами, развлекали горожан. Многие из них были медиумами и целителями. У европейцев транссексуальные духопоклонники, к которым обращались за помощью тайцы, вызывали ужас и отвращение. Христианское мышление с его четким разделением на два пола вступало в конфликт с буддизмом.
Но если спросить самого катоя о происхождении его культуры, то он скажет, что она существовала с сотворения мира. Действительно, в “Трипитаке”, священной книге буддистов, описаны четыре пола первых людей — мужчина, женщина, гермафродит и евнух. Катои представляют собой современный синтез последних двух. В то же время буддисты верят, что женщина, запертая в теле мужчины, наказана за грехи, совершенные в прошлых жизнях. Поэтому отношение большинства тайцев к катоям — это смесь уважения и жалости. Ведь эти люди несут крест, от которого смогут избавиться только после смерти.
Многие европейцы связывают распространение катоев с событиями, происходившими в Юго-Восточной Азии в XX веке. Отчасти они правы. В 1941 году неожиданным гостем Таиланда стала японская оккупационная армия. На смену японцам после войны пришли войска союзников и западные дипломаты. А в 1950-х годах открытый для мира Таиланд принял волну туристов. Солдатские гарнизоны в стране способствовали торговле телом среди женщин. Многим тайским семьям не давала покоя мысль о том, что год такого заработка дает больше, чем 10 лет работы на рисовом поле. В сегодняшнем Таиланде — мекке секс-туризма — проституция приносит от 5 до 15 процентов ВВП. И хотя официально с ней ведут борьбу, лишиться такой статьи дохода правительство просто не может.
Лучшие танцоры Таиланда
Для японских или американских солдат кабаре катоев было не более чем забавным “шоу трансвеститов”. Они не знали, что уже несколько веков ни одна ярмарка или фестиваль в Таиланде не обходились без выступлений представителей “третьего пола”. Традиционный тайский вид танца li-ke — сатирическая и немного грубая импровизация, создаваемая артистами-катоями. Сегодня в дорогих театрах Бангкока и Паттайи — “Калипсо”, “Алказар”, “Тиффани” — каждое такое шоу смотрит полный зал туристов. Здесь за одно выступление танцоры меняют до 12 костюмов, представляют программу под местные, японские, корейские и западные мелодии. Существуют даже студенческие танцевальные группы, члены которых выступают в туристических отелях — за чаевые и возможность заработать всенациональную славу.
Катои Таиланда действительно часто становятся звездами. Причем необязательно благодаря своим шоу. Для многих тайских подростков их ровесники-катои — смелые люди, решившиеся на неоднозначный поступок. В школах Таиланда за популярными катоями ходят вереницы поклонников. К тому же тайцы верят, что зачастую представители “третьего пола” красивее обычных женщин. Ведь катои очень внимательно следят за своим внешним видом, макияжем и одеждой. Некоторые называют их “женщинами высшего сорта”, потому что их выбор пола — осознанный. Правда отсюда вытекает и главный недостаток катоев — они “переигрывают” с женственностью. Эти люди имеют репутацию крикливых и истеричных сплетников. Многие из них принимают сильные антидепрессанты.
Превратившиеся ангелы
Большинство катоев решают, что хотят сменить пол, в возрасте от 6 до 15 лет. Это звучит удивительно, но в городах Таиланда можно наблюдать встречи, на которых старший катой объясняет совсем маленьким детям, как они должны вести себя, чтобы казаться женственными. Такая преемственность отражается и в понятии “старшая сестра”. Подросток, решивший стать катоем, должен найти себе помощника и наставника. Здесь тайская культура пересекается с традициями японских гейш. Превращение nong-toei-nang-ko (“прекрасного младшего братика”) в nangfa chamlaeng (“трансформировавшегося ангела”) предполагает ряд формальностей и ритуалов. Сестра годами поддерживает ученика: помогает ему объяснить всё родителям, измениться внешне и внутренне. Проблема непонимания родителей стоит особенно остро: если в бедном Таиланде пятидесятых годов из детей специально растили катоев, чтобы они занимались проституцией, то теперь необычных подростков из-за их наклонностей часто бьют и выгоняют из дома.
В конце концов они засыпают
Женский эстроген свободно продают в аптеках Таиланда, а полноценная операция по смене пола стоит примерно 10 тысяч долларов — в несколько раз меньше, чем в Европе. Гормоны принимает большинство катоев, грудные импланты вставляют больше половины, полноценную операцию позволяют себе немногие.
Эстроген стимулирует рост груди и замедляет развитие мышц, меняет структуру костей и кожи. Катои, начинающие принимать препарат в 15 лет (средний возраст начала гормональной терапии), к 60 годам уже выглядят нездоровыми. Дают о себе знать некачественные импланты, удаленное “адамово яблоко”. Карьеры тех катоев, которые занялись танцами или проституцией, завершены к тридцати годам. Если у таких людей нет семей и они не скопили достаточно денег на жизнь (что более чем вероятно), то они впадают в пассивное состояние — “спят”. В западных странах это называют депрессией. В Юго-Восточной Азии же затянувшееся безделье не считаются позорным состоянием. Ушедшие на покой катои создают “группы поддержки”, разделяют жилье, берутся за случайную работу — живут скромной жизнью в коммуне. Им могут предложить играть комические и шутовские роли в кабаре, могут нанять как швей, дизайнеров, помощниц хореографов. Некоторые переходят к традиционным профессиям — становятся клерками или продавцами.
В культуре представителей “третьего пола” Таиланда много того, что европеец не способен понять, пока сам не побывает в Стране Улыбок. Но в целом именно так выглядит со стороны судьба этих необычных, многими не понятых, но все равно отважных людей.
Александр Пятин
Источники изображений:
http://www.phuketgida.net/uploads/1/1/8/6/11862262/8805236_orig.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b8/Kathoey.jpg/250px-Kathoey.jpg
http://aurum-tours.ru/media/k2/galleries/499/Thai17.jpg
http://photos.streamphoto.ru/7/d/3/284a1ca0a2886bd465ecf1b6e65613d7.jpg