Автор: Галина Громыко
В Южной Корее в 90-х гг. в результате экономических и социальных изменений возник интересный феномен под названием кироги (кор., кироги – дикий гусь). Это семья, в которой ее члены живут раздельно ради образования детей. Если раньше южнокорейская семья была ориентирована на благополучие родителей, то теперь приоритетом стали дети.
Согласно Общему исследованию жилищных условий населения Национального комитета статистики, из 1,15 млн домохозяйств, где супруги, состоящие в браке, живут раздельно, семьи-кироги составляют половину. С 2004 г. ежегодно около 22 тысячи семей становятся семьями-кироги. Как правило, дети школьного возраста вместе с матерями уезжают учиться в Новую Зеландию, Австралию, Канаду, Америку или Великобританию.
С чем связано возникновение данного феномена? Прежде всего, семьи, принадлежащие к среднему классу, преследуют цель дать детям хорошее образование, и поэтому выбирают форму «транснациональной семьи», чтобы дети могли овладеть английским языком.
В южнокорейском обществе большую роль играет образованность. Учебные заведения являются каналами социальной мобильности, так как именно от уровня образования зависит, возьмут ли вас на работу, сколько вы будете зарабатывать, и впоследствии именно образование определит ваше положение в обществе. В связи с этим южнокорейские родители ежемесячно тратят около 1,000$ на образование.
О человеке составляют первое впечатление на основании того, какую школу он закончил, в какой университет поступил. На результат может повлиять даже то, какой вуз окончили родители. Примечательно, что относительно недавно при поступлении в школу ученики вписывали в «Журнал жизни учеников» профессию и образование родителей. Когда учитель хотел поговорить с родителями ученика, он в первую очередь читал журнал. Именно от статуса и положения родителей зависело, как учитель будет относиться к ребенку.
Это действует и в обратную сторону – успех детей превращается в успех родителей. Родители могут гордиться, если их ребенок поступил в престижный вуз, устроился на престижную работу и удачно женился. Таким образом, за стремлением любой ценой дать ребенку хорошее образование стоит также стремление родителей к самореализации.
Все это привело к унификации ценностей, что сильно повысило конкуренцию.
Культ образования корнями уходит в конфуцианскую Корею, когда единственным способом обеспечить семью, родственников и добиться богатства было достижение почетного положения в обществе, которое зависело от полученного образования. Сдача экзамена «кваго» и получение поста чиновника считались показателями успеха.
И в современном южнокорейском обществе доминирует идея, что для того, чтобы найти престижную работу, надо прилежно учиться. Корейцы стремятся во чтобы то ни стало устроиться на работу в крупную корпорацию с высоким общественным статусом.
Стоит отметить, что явление кироги часто ведет к распаду семьи. В первую очередь, из-за раздельного проживания слабеет авторитет отца, так как роль главного родителя берет на себя мать. Кроме того, ребенок не испытывает душевной близости к отцу. Жена же постепенно привыкает к европейскому образу жизни и впоследствии не стремится возвращаться в Корею, даже на время каникул. Таким образом, чем дольше члены семьи живут порознь, тем сильнее ослабевают семейные связи.
Если раньше учебу заграницей могли позволить себе только выходцы из богатых семей, то сейчас представители среднего класса также выбирают раздельное проживание ради образования. Роль образования и укоренившаяся в общественном сознании идея, что социальное положение напрямую зависит от связей, приобретенных во время учебы, способствуют распространению феномена семьи-кироги.