Духовные ценности традиционно противопоставляются материальным, поэтому служители религиозных культов, как правило, представляются обывателям аскетами, отказавшимися от мирских благ ради высших целей и идеалов. Однако пример индийских гуру показывает, что на духовных скрепах можно неплохо заработать. Иные из них владеют огромными состояниями, а на своих проповедях собирают многотысячные аудитории, которым могут позавидовать даже рок-звезды. Как индийские духовные лидеры зарабатывают миллионы и на что их тратят?
Ошо: гуру для богатых
Ошо, который еще при жизни успел стать культовой фигурой, зачастую называют “гуру-любителем роллс-ройсов”. Их у него было целых 93, а еще 4 самолета и 1 боевой вертолет. Он зарабатывал миллионы на многочисленных проповедях, которые его ученики старательно записывали и потом издавали в виде книг. Гуру покинул наш мир в 1990 году, но книги с его изречениями до сих пор переиздаются огромными тиражами. В России их можно найти в любом книжном магазине, где есть раздел “эзотерика”.
Впрочем, проповеди и книги были не единственными источником доходов Ошо. Значительную часть средств он получал от своих учеников в качестве пожертвований. Хотя в разных странах существовали десятки, если не сотни сект последователей знаменитого индийца, его непосредственными учениками были немногие. Их Ошо тщательно отбирал по уровню доходов. Он называл себя “гуру для богатых” и утверждал, что понять его могут только “самые богатые и образованные люди, а не попрошайки”. Большая часть роллс-ройсов из его коллекции – как раз “пожертвования” щедрых учеников, которые восхищались мудростью своего учителя даже несмотря на то, что отношение общественности и государственных структур к нему и его наставлениям было весьма противоречивым. Так, в 1985 году Ошо был депортирован из США, где жил в основанной им коммуне. Это произошло, в том числе, после того как последователи индийца в 1984 году совершили самый крупный в истории биотеррористический акт. После депортации из Штатов Ошо было отказано во въезде в 21 страну. Только после смерти гуру отношение к нему постепенно сменилось на более позитивное.
Амма: обнимающая святая
Мата Амританандамайи – самая влиятельная женщина-гуру. Обычно ее называют просто Амма (“мама”), также она известна как “обнимающая святая”: во время проповедей и многочисленных поездок женщина часто обнимает своих слушателей. Ученики Аммы считают ее “воплощением бескорыстной любви и сострадания”. При этом “мама” является хозяйкой огромного поселения, образованного на месте бывшей рыбацкой деревушки в штате Керала. В этом “городе”, названном Амритапури, живут последователи Аммы и 17000 студентов университета Амрита – одного из лучших учебных заведений в стране, также созданного “обнимающей святой”. В университете работают, в том числе, европейские и американские ученые, которых гуру приглашает, когда ездит выступать перед своими западными последователями. В поселении есть все необходимое для комфортной жизни, а всем жителям Амритапури бесплатно предоставляется высококачественное медицинское обслуживание.
О том, откуда духовная наставница берет средства на обслуживание своего “города”, известно мало: данные об источнике доходов некоммерческие организации в Индии раскрывать не обязаны. Согласно официальным заявлениям, фонд Аммы получает около 20 миллионов долларов ежегодно в качестве пожертвований. Но откуда бы “обнимающая святая” ни получала свои средства, тратит она их в первую очередь на развитие Амритапури, а также на благотворительность, оплачивая расходы бедных слоев населения на лечение или оказывая посильную помощь пострадавшим от стихийных бедствий, которым не успевает или не может помочь государство.
Рам Рахим Сингх: рок-звезда
Рам Рахим Сингх, пожалуй, самый экстравагантный индийский гуру – управление 50-миллионной сектой “Дера Сача Сауда” он умудряется совмещать с музыкальной карьерой и работой в кино. У Сингха заключен контракт со студией Universal Music, он записал несколько альбомов и регулярно выступает с концертами перед тысячами фанатов. Жанр своих музыкальных произведений гуру определяет как “религиозный рок”. Кинематографический опыт “учителя” был не таким успешным, как музыкальный: выпущенный в 2015 году фильм “Посланник бога”, в котором Сингх выступил одновременно сценаристом, режиссером и исполнителем главной роли, был весьма прохладно встречен критиками. Более того, картина долгое время не могла получить прокатное удостоверение – цензорам показалось, что в фильме Сингх уподоблен богу, а сама лента – не более, чем пропаганда его секты. Тем не менее, в итоге “Посланник бога” все же вышел в прокат, хотя большого успеха не имел.
Запрета кинокартины активно добивались сикхи, у которых с Рамом Рахимом Сингхом давние счеты. Так, в 2007 году лидер “Дера Сача Сауда” был обвинен в оскорблении чувств последователей сикхизма, поводом стало его появление на публике в костюме, напоминавшем одеяния Гобинда Сингха – десятого и последнего сикхского гуру. “Дера Сача Сауда” принесла свои извинения, однако радикально настроенных сикхов это не устроило, впоследствии они несколько раз совершали нападения на Рама Рахима Сингха. Например, в 2008 году боевики Сил Освобождения Халистана (организация, ставящая своей целью основание сикхского государства Халистан на территории штата Пенджаб) подорвали кортеж гуру, в результате чего были ранены 11 человек. После этого индийское правительство приставило к духовному лидеру охрану, а сам он обзавелся подобием личной армии для защиты от посягательств сикхов. Сегодня Рам Рахим Сингх – один из 36 людей в стране, которым положена государственная защита высшего уровня. Это связывают, правда, не только с заботой правительства о жизни и здоровье “учителя”, но и с огромным политическим влиянием, которое он имеет в Харьяне, Раджастане и Пенджабе.
Сингх, живущий на пожертвования своих последователей, а также на деньги, которые ему приносит музыкальная карьера, ведет поистине роскошный образ жизни. Его повсюду сопровождает кортеж из нескольких десятков машин, гуру предпочитает передвигаться на пурпуном Range Rover'e. На публике лидер “Дера Сача Сауда” появляется обычно в шляпе и темных очках, его неизменно окружают красивые девушки. Несмотря на безусловные заслуги секты Рама Рахима Сингха, которая занимается реабилитацией и реинтеграцией в общество наркоманов и проституток, строительством школ и больниц, организацией пунктов сбора донорской крови, репутация у “учителя” далеко не безупречная. Ему предявлялись обвинения в изнасиловании последовательниц “Дера Сача Сауда”, в убийстве журналиста и брата одной из предположительно изнасилованных девушек, а также в принуждении 400 членов религиозной организации к кастрации. Правда, все уголовные дела могущественному гуру все же удалось замять.
Шри Шри Рави Шанкар: признанный ООН гуру
Рави Шанкар делает деньги буквально из воздуха: в 1978 году, в возрасте 22 лет, он открыл технику дыхания Сударшан-крия, которая, по его заверениям, отлично снимает стресс. Через 2 года Шанкар начал обучать других этой дыхательной технике, а позже создал на ее основе курсы “Искусство жизни”. Уже в 1983 году гуру посетил со своим курсом Швейцарию, а 3 года спустя – США.
Разработанные Рави Шанкаром курсы со временем превратились в фонд “Искусство жизни” – одну из крупнейших волонтерских организаций в мире, которая имеет особый консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете при ООН. За время существования фонда авторские курсы индийского гуру прослушали порядка 370 миллионов последователей в 152 странах. Шанкар принимает активное участие в разного рода диалогах, направленных на урегулирование межконфессиональных конфликтов. Помимо “Искусства жизни” гуру владеет также рядом медицинских клиник и фармацевтических компаний. Состояние “учителя” оценивается в несколько сотен миллионов долларов. Большую часть этих денег он тратит на благотворительность – создание школ для детей из малообеспеченных семей, развитие сельских регионов, программы реабилитации заключенных и помощи вич-инфицированным.
Свами Рамдев: телезвезда и бизнесмен
Гуру Свами Рамдев известен на всю Индию благодаря телепередаче, в которой, начиная с 2003 года, обучает зрителей искусству йоги. В 2007 году он в партнерстве с Ачарьей Балкришной открыл компанию “Патанджали”, занимающуюся производством и продажей продуктов питания и косметики. В 2015 году товарооборот “Патанджали” составил 300 миллионов долларов, гуру надеется, что в 2016 году цифра возрастет до 750 миллионов.
Больше всего Рамдев гордится тем, что его компания наравне конкурирует с иностранными производителями. В качестве одной из причин, по которой он создал “Патанджали”, гуру называет стремление покончить с засильем западных компаний на индийских рынках косметики и продуктов питания, в качестве другой – желание служить людям.
Популярность продукции компании Свами Рамдева объясняется в первую очередь известностью самого духовного наставника, который является лицом “Патанджали”. Люди охотно верят заявлениям знаменитого йогина из телевизора о том, что продукты его компании сделаны из натуральных ингредиентов и гарантированно улучшают здоровье потребителей. Кроме того, высокий спрос на продукцию “Патанджали” обеспечен тем, что цены на нее значительно ниже рыночных. Секрет этого, по словам гуру, в том, что никто из топ-менеджмента компании, включая его самого, не получает жалованье. Даже если это так, бизнес-империя Свами Рамдева стоит миллионы, что делает его одним из самых богатых духовных учителей в Индии.
Против гуру и его компании несколько раз выдвигались обвинения по подозрению в неуплате налогов и других финансовых преступлениях, однако ему каждый раз удавалось доказать свою невиновность. Справедливости ради надо сказать, что большая часть обвинений выдвигалась правительством, начиная с 2012 года. По всей видимости, это связано с политической деятельностью Свами Рамдева: в 2011 году он принимал участие в масштабных протестах против коррупции и даже объявлял голодовку, требуя от правительства вернуть все деньги, полученные незаконным путем. Гуру согласился закончить голодовку спустя 9 дней, через 2 дня после того как был госпитализирован. За это его поблагодарили представители государственных структур: голодовка йогина во многом способствовала продолжению антиправительственных выступлений. В Индии отказ кого-то из всенародно любимых духовных лидеров от еды служит важным инструментом влияния на общественное мнение как минимум со времен Махатмы Ганди, который объявлял голодовку, например, чтобы заставить индуистов и мусульман остановить кровавые столкновения.
Примеры индийских гуру наглядно демонстрируют, что посвящение себя религии не подразумевает аскетизм, а духовные ценности необязательно должны противопоставляться материальным. Накопленные средства индийские “учителя” зачастую тратят на благотворительность. Таким образом, их организации выполняют функцию перераспределения доходов – ту же, для которой предназначена и государственная налоговая система. Конечно, вопрос о том, насколько допустимо тратить пожертвования верующих на дорогие автомобили, весьма неоднозначен. Но пожертвования служат своеобразной платой за помощь в достижении душевного равновесия – именно за этим индийцы, как правило, обращаются к гуру. На Западе с подобными проблемами приходят к психоаналитикам, которые впоследствии вольны тратить полученные средства на что угодно. В сфере духовного действуют те же экономические законы, что и в других областях жизни. В Индии богатейшими гуру становятся те, кто наилучшим образом способен удовлетворить традиционно высокий спрос местного населения на услуги религиозного характера.
Александра Урман