Как в южнокорейском демократическом раю сесть в тюрьму за "ретвит", кто угрожает безопасности южнокорейской нации и каково быть оппозиционером в Стране утренней свежести.
Телохранители президента Южной Кореи во время учений (на страже национальной безопасности)
Южная Корея, в противовес своему северному соседу, обычно представляется иностранцам процветающей демократией. Рейтинг свободы Freedom House за 2014 год классифицирует страну как "свободную" (в отличие от "несвободных" КНДР, Китая и России). Но в законодательстве Республики Корея есть один акт, который перечеркивает все доводы в пользу того, что южнокорейцам удалось построить демократический рай. Это «Закон о национальной безопасности».
Чтобы понять, чем этот закон угрожает правам и свободам граждан Южной Кореи, необходимо проследить его историю. Он был принят 1 декабря 1948 года — всего через три с половиной месяца после основания Республики Корея. Незадолго до этого с поражением Японии во Второй Мировой войне закончилось почти сорокалетнее японское колониальное владычество на территории Корейского полуострова. Вскоре после освобождения тогда еще единой Кореи из-под власти Японии на полуострове усилилось противостояние между правыми и левыми: антикоммунистами и сторонниками Народных Комитетов. Причем изначально левых было значительно больше на юге полуострова, так что коммунизм должны были, по логике вещей, пытаться строить корейцы юга, а не севера. Но, как известно, история распорядилась иначе: на севере полуострова встали освободительные силы красной армии, а на юге — освободительные силы американцев. Освободительные, конечно, от чего угодно, кроме собственного влияния. Поэтому вскоре северяне направились в светлое коммунистическое будущее, а южане пошли в ногу с «загнивающим Западом». Как бы то ни было, в первые годы существования свободной капиталистической Республики Корея проблема борьбы с коммунистически настроенными гражданами новообразованного государства стояла особенно остро. Именно с целью увеличения эффективности борьбы с левыми силами, то есть с «внутренним врагом», Национальная Ассамблея предложила ввести закон, предусматривающий строгие санкции за государственную измену. Он был принят под названием «Закон о национальной безопасности». К 1949 году (то есть всего за 1 месяц с момента принятия) по данному закону было арестовано порядка 30000 человек; лица, подозреваемые в пособничестве коммунистам, выступали обвиняемыми в 80% всех судебных дел; в первый год действия закона по нему было осуждено 188621 человек. Цифры действительно впечатляют. Благодаря этому закону властям удалось отправить за решетку огромное количество противников действующего режима и им сочувствующих. По «Закону о национальной безопасности» неугодных правительству лиц регулярно сажали в тюрьму за действия, на самом деле не представляющие никакой угрозы безопасности страны: начиная от одобрения режима КНДР в личном разговоре, заканчивая выдвижением своей кандидатуры от оппозиции на выборах. Заметим, что главным доводом в поддержку того, что «Закон о национальной безопасности» действительно нужен, всегда выступала необходимость защиты от угрозы со стороны Северной Кореи. На деле же закон, который официально преподносился как способ защиты южнокорейского демократического государства от происков грозного авторитарного северного соседа, превратился в идеальный репрессивный инструмент.
Во время подавления коммунистического восстания в Йосу, 1948 год
В годы правления военных диктаторов Пак Чон Хи (1961-1979) и Чон Ду Хвана (1980-1988) "Закон о национальной безопасности" применялся особенно часто. По приказу Пак Чон Хи по нему были арестованы такие лидеры оппозиционного движения, как Ким Дэ Чжун и Ким Ён Сам. Ким Дэ Чжун был лидером от оппозиции на президентских выборах 1971 года, а в 1973 году он был схвачен в Токио и помещен под стражу. Говорят, что к поимке Ким Дэ Чжуна (который спустя пару десятилетий стал южнокорейским президентом и даже получил Нобелевскую премию мира) в Токио были причастны члены якудза.
Чон Ду Хван, чтобы получить и удержать власть, был готов, кажется, на все и руководствовался принципом "цель оправдывает средства". Он использовал жестокие меры для подавления антиправительственных выступлений – широко известна, в частности, "резня в Кванджу" в 1980 году. Вполне естественно, что Чон и его правительство активно применяли "Закон о национальной безопасности". По нему было осуждено огромное количество участников антиправительственных демонстраций. Исторические примеры говорят о том, что при Чоне сесть в тюрьму можно было вообще за все что угодно: в 1987 году глава одного из издательских домов был арестован по "Закону о национальной безопасности" за публикацию туристических заметок американских граждан, заподозренных в сочувствии коммунистам.
"Резня в Кванджу", 1980
Президентам Ли, Паку и Чону в их борьбе за "национальную безопасность" очень помогали весьма размытые формулировки закона. Отрывки из него мы приводим для ознакомления в конце статьи. Наиболее же критикуемой его частью является 7 статья второй главы, по которой предусмотрены санкции относительно лиц, сочувствующих антиправительственным организациям или одобряющих их действия. Так, одобрение действий антиправительственных групп карается лишением свободы на срок до 7 лет, а за вступление в одну из таких групп полагается лишение свободы на срок от одного года. Лица, распространяющие ложную информуцию, угрожающую общественному спокойствию, могут быть подвергнуты лишению свободы на срок от 2 лет. Именно по этой статье чаще всего отправлялись в тюрьму противники действующего правительства, неугодные властям лица и участники антиправительственных демонстраций. Попасть за решетку можно даже высказав в Интернете одобрение касательно какого-нибудь оппозиционного митинга или выразив сочувствие Северной Корее. Например, в 2012 году один молодой южнокореец в соответствии с «Законом о национальной безопасности» был приговорен к 10 месяцам лишения свободы за «ретвит» северокорейского пропагандистского сообщения. Вот вам и свобода слова в демократическом раю.
Конечно, мы немного сгустили краски, и сейчас осужденных по «Закону о национальной безопасности» гораздо меньше, чем в период правления военных диктаторов Пак Чон Хи и Чон Ду Хвана. После так называемой демократизации в 1990-ых годах начало набирать популярность мнение о том, что "Закон о национальной безопасности" необходимо упразднить. Однако распространены подобные настроения в основном среди представителей правозащитных организаций, а также сторонников либеральных партий. В парламенте Республики Корея неоднократно проводились голосования об отмене закона, но большинство высказывалось против отмены. Это объясняется отчасти тем, что большинство в парламенте Южной Кореи занимают представители консервативной партии Сэнури, а не либеральных партий. Закон до сих пор действует. В 1998 году, в частности, он был использован с целью подавления студенческих восстаний, вызванных экономическим кризисом.
Хотя в последние годы «Закон о национальной безопасности» применяется не столь часто, как в период военных диктатур, он до сих пор остается репрессивным инструментом в руках южнокорейских властей. В 2013 году по нему были отправлены под суд 102 человека, большинство из которых, как можно догадаться, являются оппозиционными активистами. В последние годы также ужесточилась интернет-цензура: в 2013 году было заблокировано 39296 ресурсов, большая часть из них в соответствии с «Законом о национальной безопасности». Так что назвать Южную Корею процветающим демократическим раем язык как-то не поворачивается: правительство может посадить в тюрьму любого неугодного человека и заблокировать любой ресурс, содержащий ненадлежащую информацию. В общем, южнокорейцы могут спать спокойно. Их национальной безопасности ничто не угрожает.
Как мы и обещали, приводим выдержки из «Закона о национальной безопасности» в дополнение к выдержкам из 7 статьи, приведенным выше. На русский язык закон не переведен, однако его англоязычная версия есть в Интернете, ее можно найти, вбив в поисковик фразу «South Korea National Security Act».
Официальной задачей "Закона о национальной безопасности" является предотвращение антигосударственных действий, угрожающих национальной безопасности Республики Корея.
Согласно закону, антигосударственными группами считаются "местные или иностранные организации или группы, в намерения которых входит помощь в свержении действующего правительства или в нарушении государственного спокойствия."
Во второй главе закона содержится перечень конкретных противозаконных деяний и санкций, применяемых к их нарушителям. За организацию антигосударственной группы полагается пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Лидеры антигосударственных групп могут быть приговорены к заключению от 5 лет лишения свободы.
По 5 статье второй главы рассматриваемого закона за пособничество антиправительственными организациям предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет.
Согласно 9 статье рассматриваемого законодательного акта лица, уличенные в финансировании антигосударственных деяний, могут быть подвергнуты тюремному заключению на срок до 10 лет.
Также 10 статья "Закона о национальной безопасности" предусматривает лишение свободы на срок до 5 лет за несообщение органам государственной власти об антиправительственной деятельности.
Александра Урман
Источники изображений:
http://timelifeblog.files.wordpress.com/2013/04/01_00696505.jpg?w=334
http://einclusion.hu/wp-content/uploads/2010/01/internet_cenzura.gif