Автор: Евгения Волосевич
Корейские и японские звезды сильного пола зачастую пользуются популярностью за их внешность: стильную одежду, прически, макияж. Но что, если не все разделяют это мнение? В Китае появление все большего числа холеных мужчин, уделяющих внимание своему стилю, вызывает дискуссии о том, что государство переживает кризис мужественности.
В начале сентября китайский интернет всколыхнула дискуссия о значении такого понятия, как мужественность. Триггером стала ежегодная образовательная программа на CCTV под названием «Снова в школу: первый урок» (开学第一课). Эта передача посвящена началу учебы, и в этом году она началась с выступления бойз-бэнда Синь F4 (新F4). Четыре участника группы известны в Китае благодаря своим немаскулинным образам – они обращают огромное внимание на одежду, прическу, и даже делают макияж. Таких мужчин в Китае называют «неженками» (娘炮). Многие родители после просмотра этой программы выразили свое негативное отношение к группе в соцсетях, требуя большего проявления мужественности в обществе.
Не осталось в стороне и медиаагентство Синьхуа – в статье, выпущенной после выхода программы, автор заявляет, что «то, что распространяет массовая культура, в каком-то смысле определяет будущее страны». Проще говоря, все сводится к одной идее – культура, пропагандирующая присущие женщинам черты, делает мужчин, а значит и государство, слабым.
Очевидной причиной для подобных дискуссий и возможного кризиса мужественности в Китае можно считать влияние корейской и японской поп-культур. В частности, сейчас в КНР растет популярность мужской косметики, что вызывает в обществе вспышки неприязни к накрашенным «неженкам» и даже гомофобии. Тем не менее подобную враждебность нельзя назвать массовым явлением. В 2017 году издание «Молодежь Китая» (中国青年网) опубликовало результаты опроса пекинских студентов, 64% которых считали гомосексуальную ориентацию нормальной. Кроме того, большинство китайских интернет-пользователей не связывают внешний вид современного мужчины и то, что мы обычно зовем внутренним миром.

А что такое мужчина? Чтобы быть мужчиной, важно иметь идеалы, быть смелым, ответственным, храбрым и добрым. А оценивать человека по внешности не стоит.
Важно отметить, что проблему мужественности китайское общество поднимает уже не в первый раз». В 2017 году разговоры подогрели низкие оценки мальчиков за национальный экзамен гаокао (高考), аналог российского ЕГЭ. Ситуация с учениками, не оправдавшими надежд родителей, да и всей китайской общественности, шла вразрез с традиционным восприятием мужчины в Китае как сильного, умного и способного на свершения во всех сферах человека. Так почему подобные дискуссии вообще возникают? И какие причины, по мнению некоторых китайцев, вызвали этот кризис?

Отсутствие мужественности связано не с внешностью, а с недостатком ответственности и смелости. Мачо не всегда могут брать на себя ответственность, надеюсь, вы понимаете.
В первую очередь все связано с традиционным представлением о ролях женщины и мужчины в обществе. Девочки вырастали и покидали семью, выходя замуж, в то время как мальчики работали на благо семьи и по мере необходимости могли ее защитить. Исторически это обязывало мужчин обладать определенными чертами характера и развивать их: высоко ценились смелость, инициативность и энергичность. Однако за последние 30 лет ситуация в корне изменилась – благодаря реформам и огромному скачку в экономическом развитии китайский народ вступил в эпоху мира и стабильности, и отсутствие военной угрозы и равный доступ к материальным благам сделало традиционную, маскулинную мужественность менее актуальной. На улицах китайских городов сейчас можно увидеть множество ухоженных мужчин в дорогой, красивой одежде – 精致男孩, утонченных мальчиков. В основном живут они в мегаполисах на восточном побережье, а центром метросексуальной культуры стал Шэньчжэнь, китайская «Мекка для айтишников».Так как по числу мужчин, пользующихся онлайн аутлетами премиум брендов одежды, этот город занимает первое место, его заслуженно считают крупнейшим «городом модников» в стране.
На концепт мужественности в Китае повлияла и политика ограничения рождаемости «Одна семья – один ребенок» и возникший в результате феномен «маленьких императоров» (小皇帝) – эгоистичных и самолюбивых китайских детей, которые с самого детства получали от родителей максимум заботы и внимания. Избалованные мальчики, не привыкшие брать на себя ответственность, в итоге становились мужчинами, неспособными на решительные действия. Проблема может крыться и не только в воспитании: кризис мужественности связывают и с китайской системой образования, цель которой состоит в подготовке детей к успешной сдаче экзаменов. Эта система в какой-то степени муштрует детей, придавая большое значение послушанию и порядку, что, подавляет инициативность и смелость в характерах мальчиков.
Таким образом, китайское общество в какой-то степени все еще находится в плену гендерных стереотипов, где мужчина – это кормилец, принимающий решения, обладающий смелостью и волей. Однако разве не может мальчик быть застенчивым и тихим, а девочка – бойкой и энергичной? На этот вопрос Китаю еще предстоит найти ответ.