Ежегодно в мире появляются новые и новые субкультуры. У каждой из них есть особые черты, ценности и принципы. В какой-то степени эти движения отражают состояние общества и помогают создать собирательный портрет народа.
Китай не исключение. В нем сосуществуют представители многих субкультур, которые являются живым доказательством тех перемен, через которые Поднебесная прошла за несколько последних десятилетий. В этой статье речь пойдет о восьми из них, которые кажутся наиболее интересными:
Байфумэй («бай» – белая, «фу» – богатая, мэй» – красивая) – так обычно называют женщин и девушек в возрасте от двадцати до сорока лет, у которых белая кожа (в Китае не ценят загар; чем белее, тем красивее), приятные манеры и много денег. Это буквально «принц на белом коне», но в женском обличье, мечта любого мужчины. Байфумэй живут в средних и крупных городах и являются законодательницами моды и стиля.
Дяосы («лузер») – термин употребляется молодыми людьми в шутку, когда они говорят о своем социальном статусе. Обычно он обозначает человека, находящегося в самом низу социальной лестницы. У дяосы нет цели в жизни и возможности что-то изменить. Следует отметить, что многим из них все равно, и они рады ничего не делать: «лузерам» по 30-39 лет, а их главное занятие – игра в компьютерные игры.
Гаофушуай («гао» – высокий, «фу» – богатый, «шуай» – красивый) – принц на белом коне, прекрасно образованный богатый мужчина с высоким положением в обществе. Гаофушуай – полная противоположность дяосы, завидный жених.
Дама («большая мамочка») – это замужняя женщина в возрасте 40-60 лет. Дама мало что понимают в экономике, но при этом умудряются успешно инвестировать деньги: они скупают за бесценок драгоценные металлы и недвижимость за границей. С апреля по июнь 2013 года дама были движущей силой на мировом рынке золота. Помимо прочего, эти обеспеченные женщины любят танцы, которые обычно организовывают на площадях перед метро или в парках, и обожают ходить за покупками.
Тухао («ту» – неотесанный, «хао» – богач) – это попросту нувориш, китайская версия «нового русского». «Богачи» обожают лейблы, кричащую одежду, украшения и дорогие машины. Именно тухао скупают покрытые золотом «айфоны» и украшают автомобили кристаллами Сваровски.
Шаматэ (калька с английского smart – умный / нарядный), пожалуй, являются самой нелюбимой китайцами субкультурой. Обычно «нарядные» – молодые мигранты, живущие в крупных городах. Им не больше 25 лет. Шаматэ выделяют необычные прически, которые можно описать как «взрыв на макаронной фабрике», странный макияж и дешевая броская одежда, купленная на уличных рынках. Чаще всего приверженцы этого движения зарабатывают копейки, работая в парикмахерских (в Китае большинство парикмахеров – мужчины), интернет–кафе и маленьких магазинах. Большинство из них имеет только среднее образование.
Лючабяо («люча» – зеленый чай, «бяо» – шлюха) – так обычно называют миловидных девушек, которые кажутся невинными, но на самом деле очень амбициозны и, по мнению публики, распущенны. Термин появился после проведения одной из многочисленных ярмарок для нуворишей. В интернете распространился слух, что молоденькие модели, присутствовавшие на презентации яхт, позднее стали предлагать богачам эскорт-услуги. Говорят, что лючабяо часто представляются актрисами и писательницами, рассуждают о литературе и политике, но их главная цель – завоевать сердце богача и стать его любовницей.
Цзыганьу («патриоты») – это интернет-пользователи, которые активно отстаивают честь Китая во всемирной паутине. Делают они это по собственному желанию, из любви к родине. Термин довольно шутливый и был изобретен самими цзыганьу, которые не верят в идеи китайских либералов и в то, что пишут на Западе. «Патриоты» отмечают экономические успехи Китая и улучшение условий жизни.
Анна Варфоломеева