Автор: Анна Перезолова
Иллюстратор: Inna Mouse-Mouse
«Но разве женщина не олицетворяет собой угнетенную нацию? Разве женщина, истерзанная порывами духа и оковами плоти, не подобна нации, измученной её правителями и служителями веры? Разве тайные бури, что уносит в могилу прекрасная женщина, не похожи на ураган, засыпающий прахом жизнь наций? Женщина для нации, что пламя для светильника: разве не будет слабым пламя, если в лампаде мало масла?»
Джебран Халиль Джебран, «Сломанные крылья»
История зарождения и развития раннего феминизма на Ближнем Востоке, в отличии от истории европейского аналогичного процесса, не так прославлена, однако не менее увлекательна и богата на уникальные особенности, ставшие основополагающими для становления арабской идентичности.
В конце XIX – начале XX века на Ближнем Востоке происходило множество социально-политических процессов, которые сформировали сегодняшний арабский мир, который мы знаем. С конца XIX века центральным социальным процессом в регионе было Арабское возрождение (Ан-Нахда), в ходе которого происходила интеллектуальная модернизация и общий культурный подъём. Параллельно с этим протекала борьба арабов против Османской Империи, а внедрение европейских идей и ценностей стало естественным следствием всё увеличивающегося англо-французского влияния на Ближнем Востоке.
Как всё начиналось
Египет стал центром литературного, культурного и реформаторского движения в этот период ввиду определённого экономического, политического и культурного доминирования в начале века, однако и в других арабских странах происходили активные процессы.
Как ни удивительно, о феминизме впервые заговорили именно мужчины-арабы, обучавшиеся в европейских столицах и имевшие опыт общения с образованными эмансипированными женщинами. Пионерами в поднятии открытого феминистского дискурса были египетские реформаторы Мухаммад Абдо и Касим Амин.
Однако ещё до эпохи, когда у арабов появилась возможность беседовать с начитанными европейками, феминистские идеи витали в воздухе. Ещё с 1860-х годов в гаремах, среди женщин аристократического и буржуазного происхождения шли обсуждения половой сегрегации в обществе, рабского положения женщин в арабском обществе, традиционной мусульманской одежды и ислама как справедливой и честной религии. «Невидимые», женщины в своём стремлении к просвещению писали стихи, литературные произведения, делали критику на творчество других авторов, но могли поделиться своими работами лишь с близкими членами семьи. Вскоре в Каире, Бейруте и Дамаске начнут открываться женские литературные салоны, станут проходить чтения лекций, дебаты на тему патриархата, а период «невидимого» арабского феминизма завершится, когда Худа Шаарави, сдёрнув с себя чадру в 1923 году на Каирском вокзале, обнажит лицо женского движения за свои права.
Феминизм и национализм
Одним из важнейших сопутствующих процессов в арабском обществе было становление национализма, что отразилось и на специфике ближневосточного феминизма.
Арабы не желали повторять западный опыт во всех сферах общества, скорее, они аккуратно заимствовали отдельные элементы или общие концепты и подстраивали их под свою восточную реальность. Так произошло и с термином феминизм, который сам по себе воспринимался как подрыв мусульманских укладов и источник «европейского разврата», по этой причине реформаторы предпочитали термин «освобождение женщин» (тахрир аль-мара). Отсюда же арабское движение за права женщин получило два направления – прозападное и исламистское.
Национальные чувства арабских феминисток отразились в принципах Арабского Феминистического Союза, образованного в 1945 году. Принципом этого союза был панарабизм, ведь среди участниц были представительницы Трансиордании, Сирии, Ливана, Египта, Палестины. АФС вступал в коллаборации, а позже в конфронтации с Международным Альянсом Суфражисток, боролся за права палестинок, угнетаемых сионистами, частично высказывался в духе повестки египетского государства и вёл активную политическую и правозащитную деятельность.
Ряд исследователей считает, что в том числе благодаря феминистическому движению националистические идеи нашли своё отражение в политике Египта. Ведь при поддержке женскими организациями мужских демонстраций за введение националистского курса, мужчины лишь радовались и поощряли такие проявления, однако, когда удалось форсировать идеи вахдатизма в правительстве, вопрос равноправия мужчин и женщин даже не обсуждался. Однако борьба не прекращалась.
Первые арабские феминистки
- Худа Шаарави (1879-1947)
Худа Шаарави, родом из Египта считается первой арабской феминисткой. Взгляды Худы отражали её внутренние переживания, связанные с тем, что на протяжении своей жизни Худа Шаарави не воспринималась как полноценная свободная личность. Из отчего дома, где родители любили её брата больше лишь потому, что он мальчик, а значит, будущий наследник и поддержка, она, тринадцатилетняя, попала в дом своего сорокалетнего мужа Али Шаарави, где роль послушной жены и матери была для неё невыносимой, однако в рамках традиционалистских социальных институтов права голоса у неё не было. Феминистские идеи у Шаарави начали зарождаться в результате общения с француженками, жившими в Каире, которые дали ей понять, что бороться можно и нужно.Так из юной арабки она сформировалась в лидера феминистского движения на Ближнем Востоке.
Шаарави читала лекции для женщин о равноправии, открыла школу для девочек, организовала крупнейшую женскую антиколониальную демонстрацию. Также к заслугам Худы относится основание Египетского союза женщин, который сыграл значительную роль в формировании Арабского Женского Союза в 1944. В истории осталась акция, совершённая Худой Шаарави вместе с соратницей Саизой Набарави в 1923 году, когда женщины, возвращаясь с конференции Международного Альянса Суфражисток в Риме, прилюдно сорвали с лица накидку на переполненном Каирском вокзале и были поддержаны громкими аплодисментами тех женщин, что засвидетельствовали этот знаковый перфоманс.
Первая арабская феминистка также издавала журнал «L’Égyptienne», посвящённый правам женщин. Именно её силами арабские женщины получили голос, смелость заявить о своих проблемах и чаяниях, не интересовавших представителей патриархата.
- Зейнаб аль-Газали (1917-2005)
Зейнаб аль-Газали младше других арабских фем-активисток раннего периода развития движения, однако о ней нельзя не говорить, так как её фигура была ярчайшей на протяжении XX века в исламистском направлении феминизма.
В подростковом возрасте аль-Газали ненадолго присоеденилась к Египетскому Союзу Феминисток, где вывела один из важнейших для её дальнейшей деятельности тезис о том, что ислам даровал женщинам права внутри семьи, чего не существовало ни в одном другом обществе. В 18 лет она создаёт Ассоциацию Мусульманок (Джама’ат ас-Сайидат аль-Муслимат) с предположительным количеством участниц в 3 миллиона по Египту до расформирования организации правительством в 1964 году.
Именно аль-Газали принадлежит первенство в распространении исламистского феминизма, она популяризировала идею, что путь к освобождению женщин, приобретению экономических, политических и иных прав лежит через глубокое понимание ислама. Также она считала, что истинная ответственность женщин заключается в домашних делах, однако она не исключала право на ведение политической жизни. Исламистско-патриархальная позиция аль-Газали позволила ей публично не соглашаться с рядом идей, что ставило её в оппозицию с исламскими лидерами-мужчинами. У Зейнаб не было детей и она называла свою бездетность благословением, ведь так у неё была возможность вести активную политическую жизнь.
После революции в Египте и прихода к власти Гамаля абн ан-Насара аль-Газали пережила через 6 лет жестоких пыток в тюрьме, в которой она оказалась из-за связей с организацией Мусульманское Братство, которая подозревалась в попытке совершения покушения на жизнь первого египетского президента. Свой опыт она описала в книге «Ayyām min ḥayātī».
- Анбара Салам Халиди (1897-1986)
Одна из самых знаковых представительниц арабского женского активизма, Анбара Салам родилась в 1897 году в Бейруте и стала яркой фигурой на интеллектуальной сцене арабского мира в XX веке. Халиди переводила Гомера и Вергилия на арабский язык и занималась написанием статей, эссе и научных работ. Образованная, из влиятельной семьи, Анбара Салам стала первой ливанкой, повторившей акцию Худы Шаарви с публичным снятием чадры с себя, и произошло это в 1927 году во время лекции в Американском университете в Бейруте. На протяжении всей жизни девушка переезжала из страны в страну, накапливая и формулируя свои социально-политические взгляды, о которых она написала в книге «Мемуары ранней арабской феминистки».
- Мая Зиаде (1886-1941)
Писательница и переводчица ливанского происхождения, Мая Зиаде, в отличие от современниц, не занималась активизмом, однако она смогла прочувствовать и перенести в свои литературные труды проблемы положения женщин в арабском обществе. Её личным вкладом в эмансипацию женщин было открытие женских литературных салонов в Каире и Бейруте.
Зиаде имела свою чёткую позицию касательно процесса эмансипации, согласно ей, целью феминистского движения на Ближнем Востоке было, в первую очередь, устранение необразованности и невежественности, и затем борьба с фундаменталистским традиционализмом. В одной из своих работ Зиаде писала: «Женщина в рабстве не может кормить своих детей её собственным молоком, так как молоко сильно пахнет сервитутом»
В 1921 году Мая Зиаде организовала конференцию «Le but de la vie» («Цель жизни»), где она декламировала борьбу за свободу арабских женщин с оглядкой на Запад и уважением к родным восточным традициям.
Последующее развитие событий
После вышеописанных подвижек в арабском обществе женщинам предстоял ещё долгий и тяжёлый путь к цели – политическим, экономическим правам и свободному доступу к образованию. Новые имена появятся в истории арабского феминизма, изменившие ход событий в регионе для огромного числа людей. Дория Шафик, Латыфа Заййяд, Инжи Афлатун и многие другие будут рисковать собой в голодовках, рейдах административных зданий и с громкими, резкими высказываниями. Однако, не смотря на всё, борьба за свободу женщин на Ближнем Востоке продолжается и, ввиду ряда сдерживающих факторов, как ислам или экономические трудности стран, этот процесс займёт больше времени, чем понадобилось европейкам. Именно поэтому борьба арабских феминисток находит такой отклик и поддержку в западном либеральном сообществе.
Наследие и современность
История феминизма на Ближнем Востоке на сегодняшний день очень важна в каждом аспекте и с каждой деталью, ведь именно тот способ, которым зародилось это движение используется против современных активисток политическими противниками. В наши дни часто можно слышать обвинения в том, что первыми, кто стал высказываться в феминистическом дискурсе были мужчины, что Мухаммад Абдо и Касим Амин подали женщинам идею к борьбе за свободу. Однако, в данном случае упускается тот факт, что эти мужчины-интеллектуалы хотели подарить женщинам независимость в получении образования, ведь, как они считали, образованная женщина гораздо лучше справляется с воспитанием детей. Соответственно, речи не шло о построении карьеры или личном вкладе в набирающую в начале XX века обороты литературную волну. Более того, стремление к свободе витало в изолированных от общества гаремах ещё с 60-х годов XIX века.
Кроме того, в упрёк легитимности существования современного арабского феминизма используется аргумент, что идеи эмансипации были занесены извне, из-за влияния Запада, по образу и подобию стиля жизни европейцев. Современных арабок-феминисток обвиняют в «предательстве их культуры». Тем не менее, даже те девушки, что получали образование в западных университетах не отрекались от ислама и всегда действовали в рамках культурно-принятых паттернов поведения, за исключением акций привлечения внимания, которые, однако, не нарушали базовых устоев мусульманского общества, кроме патриархального угнетения.
Безусловно, европейское влияние имело место, однако это не означает, что стремление к политическим, экономическим и социальным правам для арабок было чуждым. Напротив, ближневосточные женщины стремились к разного рода свободам
Что касается исламистского направления феминизма, здесь первые женщины, следовавшие этому движению, научились согласовывать патриархальные традиции ислама со слегка расширенным понятием «места женщины». Однако, в современном арабском обществе уже многими принято, что девушка спокойно может сочетать в своей жизни веру во Всевышнего, следование его истинной воле и ношение распущенных волос, карьеру и активное участие в политической жизни своей страны.
В действительности, в период Арабского Возрождения женщины лишь вернули себе права, утраченные много веков назад, ведь в средневековой Аравии женщины-поэтессы свободно занимались своим творчеством и высказывали идеи, выражали чувства. Продолжая борьбу за справедливое, равноправное отношение к себе, арабские женщины лишь хотят вернуть то, что принадлежит им по праву.
«Ради Аллаха! Разве достойна я чего-то еще кроме как восхищения? я иду своим путем с высоко поднятой головой…»
Валлада бинт Аль-Мустакфи, арабско-иберийская поэтесса XI века
Источники и дополнительная литература:
- Memoirs of an Early Arab Feminist, Anbara Salam Khalidi: https://www.plutobooks.com/9780745333571/memoirs-of-an-early-arab-feminist/;
- Inspirational arab women:
https://stepfeed.com/11-inspirational-arab-women-making-a-difference-in-the-world-1280;
- Arab Feminist Union, Britannica:
https://www.britannica.com/topic/Arab-Feminist-Union
- Le Fininisme Arabe, Centre Justice et Foi:
http://cjf.qc.ca/revue-relations/publication/article/le-feminisme-arabe/
- Arab Feminist Union, Encyclopedia: https://www.encyclopedia.com/humanities/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/arab-feminist-union;
- Zeinab al-Ghazali, Ayyām min ḥayātī;
- Nadje Al-Ali, Secularism, Gender and State in the Middle East. The Egyptian Women’s Movement, 2004