Пропаганда в искусстве стала важнейшим каналом руководства КНР и КПК (Китайская коммунистическая партия) по распространению социалистических установок и формированию нового мышления граждан. Пропагандистские мотивы политической деятельности новоиспеченной власти распространялись посредством литературы, живописи, театра, музыки, кинематографии. Эти виды искусства стали средством политического воспитания китайского общества.
Плакатное искусство в Китае появилось в середине 1920-х годов как элемент пропаганды социалистических идей КПК на основе форм и приемов, разработанных в СССР. В период ожесточенной гражданской войны плакат должен был стать главным оружием КПК против гоминьдановской пропаганды и пропаганды японцев, вторгшихся в 1937 г. в Китай и захвативших ряд северных территорий.
Уже после провозглашения КНР пропаганда в плакатном искусстве в основном была направлена на неграмотное и малограмотное население и в конкретных и понятных формах представляла политические идеи новой власти. Главным средством политической пропаганды КПК были выбраны традиционные для Китая лубочные картинки (яркие праздничные изображения с подписью), давно полюбившиеся китайцам и ставшие важным элементом китайской культуры. Яркие и оптимистичные сюжеты советских пропагандистских картин воспринимались как продолжение основных черт праздничных лубков.
Темами плакатного искусства 1940х-1950х годов становятся социалистическое строительство и народное счастье. Изображенные счастливые персонажи излучали радость коммунизму и верность председателю Мао. Такие картинки массово продавались в книжных магазинах, а довольные и преданные социализму китайцы коллекционировали их и развешивали у себядома.
«Председатель Мао объединяет наши сердца»
В период Большого скачка (1958-1960 гг.) – кампании усиленного экономического и политического развития, плакаты изображали счастливую жизнь китайских крестьян в народных коммунах, трудолюбивых рабочих, трудящихся на благо реформ, призывали к самопожертвованию на производстве ради осуществления скачка в развитии и будущего благополучия.
“Сталь – основа скачка во всех направлениях”
“Коммунизм – это рай, (а) народная коммуна – это мост (в рай)”
Время Культурной революции (1966-1976 гг.) стало периодом наибольшего развития политического плаката – цветовая гамма была минимализирована, а сюжет плаката стал более экспрессивным. Героями агитационного искусства в этот период становятся простые крестьяне и рабочие, совершавшие подвиг во имя Родины, отправлявшиеся в путь через всю страну, чтобы защитить председателя Мао, знаменитые трудяги, закончившие свою жизнь на производстве, во имя величия страны, и многие другие.
«Решительно разбить тех партийных руководителей, которые предпочитают следовать по капиталистическому пути! Раздавить контрреволюционные устремления к реставрации капитализма!»
Со смертью Мао в 1976 г. и приходом к власти Дэн Сяопина Китай вступил на путь модернизации и открытости. Тем не менее, в сюжетах агитационных плакатов все же продолжала просматриваться главная государственная линия, диктовавшая сценарии будущего развития государства и общества. Плакаты этого времени отражают счастливое будущее Китая с небоскребами, автомобилями, космическими кораблями и торжеством технической мысли. Как и плакаты ранних периодов, плакаты времен открытости пропагандировали науку и образование, акцентируя внимание на необходимости развития научной сферы.
«Маленький гость из лунного царства»
“Развиваем экономику, контролируем численность населения”
С 1990-х годов политический плакат потерял свою значимость как способ пропаганды, однако сама партийно-государственная наглядная агитация не исчезла полностью, но приобрела принципиально другой характер.
Формы государственной пропаганды в агитационном плакате
Китайский агитационный плакат стал преемником опыта советского агитационного искусства, перенявшим основные формы и методы пропаганды, стиль и метод изложения. Убеждая и внушая политические установки государства, плакат выполнял основную функцию по политическому образованию народа.
Помимо агитационных лозунгов и изображений счастливого / трудолюбивого / преданного народа плакаты также содержат в себе скрытые психологические установки, оказывающие воздействие на сознание людей. Вот некоторые из них:
Портреты вождя. В странах с развитым культом личности политического лидера изображение вождя на плакате означает спокойствие, умиротворенность, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Главный вождь китайского народа Мао Цзэдун был и до сих пор остается олицетворением величия китайского государства, отцом всех китайцев, политическим лидером, кардинально изменившим страну и поставившим ее на путь социалистического развития. Портреты Мао и в настоящее время часто часто встречаются в Китае – от большого изображения вождя на площади Тяньаньмэнь до маленьких плакатов в домах обычных жителей и сувенирной продукции. «Товарищ Мао Цзэдун – великий своременный теоретик марксизма-ленинизма»
«Товарищ Мао Цзэдун – великий своременный теоретик марксизма-ленинизма»идера над другими людьми.
Вождь, возвышающийся над толпой. Данный прием создает впечатление превосходства политического лидера над другими людьми.
Опора на авторитет. Одним из наиболее эффективных методов влияния на общественность является обращение к авторитету. В китайском и советском агитационном плакате авторитетами выступали идеологи коммунистической мысли – К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин.
«Слава великому марксизму, ленинизму, идеям Мао Цзэдуна!»
Эмоциональный резонанс. Плакаты, где используется прием «эмоционального резонанса», призваны вызвать сильный эмоциональный отклик. На этих плакатах могут образно изображаться всеобщая радость, любовь, верность, которые должна вызвать такие же эмоции у зрителя.
«Игра в простонародность». Форма пропаганды, изображающая политического лидера «из народа». На таких плакатах лидер представляется человеком из народа, понимающим, живущим обычной жизнью, сталкивающимся с теми же проблемами и задающим те же вопросы, что и обычные граждане. Такая форма побуждает зрителя позитивно оценивать идеи лидера и приводит к всеобщему обожанию.
«Сияющее обобщение». Служит для обозначения личности и ее деятельности в позитивной манере, чтобы скрыть отрицательные последствия. В китайском плакате, безусловно, фигурой «сияющего обобщения» стал Мао и его идея построения социалистического государства. Несмотря на разрушительные последствия политики Большого скачка и культурной революции, Мао Цзэдун до сих пор оценивается китайцами позитивно. Ниже представлены плакат с изображением Мао и, для сравнения, плакат с изображением И.В. Сталина, отдельные последствия политики которого также стали темным пятном в истории СССР. Тем не менее, оба вождя в период своего правления оценивались народом положительно.
Принцип повторения. Многократное повторение пропагандистских тезисов и образов увеличивает эффективность воздействия на зрителя. К примеру одним из частых образов на китайском агитационном плакате выступала «маленькая красная книжечка» – сборник речей Мао Цзэдуна. Она стала символом маоизма, напоминающим о великом вожде, а также призывающим почитать, знать и помнить речи Мао, трудиться на благо социализма и служить родине.
Плакат стал главным элементом пропаганды китайского руководства, поскольку в яркой и простой форме выражал основные политические установки государства. Привычные сюжеты привлекали внимание, а лозунги с плакатов надолго закрепились в памяти китайского народа.
Китай уже давно изменил свою политическую линию и отошел от плакатной пропаганды, однако агитационный плакат до сих пор используется, хотя область его практического применения изменилась – из элемента пропаганды он превратился в элемент искусства, а также стал использовать в качестве сувенирной продукции.
Татьяна Трухина