1 ноября в Турции состоятся парламентские выборы — вторые за этот год. Обычно выборы в турецкий парламент проходят раз в четыре года, однако после того как на выборах 7 июня 2015 года ни одной из партий не удалось обеспечить себя количеством мест в парламенте, достаточным для того, чтобы сформировать правительство большинства, и после провала переговоров о создании коалиции, было принято решение о проведении досрочных выборов.
Парламентские выборы всегда имеют большое значение для Турции, им предшествует активная избирательная кампания, уровень явки, как правило, довольно высок (83% на выборах 7 июня). Выборы 2015 года особенно важны, так как впервые за последние 13 лет стоящей у власти Партии справедливости и развития (ПСР) не удалось заполучить большинство в парламенте. На повторных выборах 1 ноября будет решаться вопрос о том, удастся ли ПСР сохранить монополию на власть. Исход выборов определит, как будет развиваться сложившаяся в Турции взрывоопасная ситуация, а также окажет определённое влияние на её отношения с соседями, включая Россию и Сирию.
Кого выбирают
Партий на турецкой политической сцене довольно много, так, в выборах 7 июня приняли участие целых 20 партий. При этом лишь немногие из них пользуются широкой поддержкой электората, а принимая во внимание тот факт, что избирательная система Турции предусматривает необходимость преодоления 10%-го барьера для попадания в парламент, реальная борьба за депутатские кресла разворачивается между несколькими крупнейшими партиями. В этом году таких партий четыре: Партия справедливости и развития (ПСР), Народно-республиканская партия (НРП), Партия националистического действия (ПНД) и Демократическая партия народов (ДПН), впервые преодолевшая 10%-й рубеж на выборах 7 июня. Помимо партий в выборах участвуют и независимые кандидаты.
ПСР — происламская партия Эрдогана
Турецкое наименование — Adalet ve Kalkınma Partisi (AKP, AK Parti)
Партию справедливости и развития, пришедшую к власти буквально через несколько месяцев после ее создания в 2001 году, можно охарактеризовать как правоцентристскую, консервативную и происламскую. Фактическим лидером партии является Реджеп Тайип Эрдоган, занимающий в данный момент пост президента Турции и именно поэтому не возглавляющий партию де-юре. Формально пост председателя партии занимает действующий премьер-министр, бывший министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. При этом его реальное влияние в качестве премьер-министра и председателя партии настолько невелико, что в последнее время он получил прозвище «премьер-министр-стажёр» (stajyer başbakan — тур.).
Социальная база ПСР очень широка, ей удалось привлечь на свою сторону самые широкие слои населения, различные социальные и этнические группы. В первую очередь партия пользуется поддержкой религиозной части общества. За 13 лет нахождения у власти ПСР удалось добиться значительных успехов в экономике, реализовать важные инфраструктурные проекты, запустить процесс мирного урегулирования курдской проблемы.
Однако в последние годы темпы экономического развития снизились, турецкая лира обесценилась, а процесс урегулирования курдского вопроса застопорился. Кроме того, ПСР и лично Эрдоган оказались в центре ряда коррупционных скандалов. Явное движение страны в сторону авторитаризма, нежелание ПСР и президента идти на компромиссы с оппонентами, приводящее к сильнейшей поляризации общества, а также стремление Эрдогана к максимальному усилению личной власти вкупе с такими эпатажными проявлениями «султанской» роскоши, как новый чрезвычайно дорогой президентский дворец с более чем тысячей комнат, построенный в Анкаре, вызывают вопросы не только у оппозиции, но и у сторонников партии и отталкивают потенциальных избирателей. Предвыборная риторика партии основана преимущественно на подчёркивании прошлых успехов и обещаниях защитить страну от угрозы террора и насилия, которая, по мнению оппонентов партии, вызвана её собственной политикой.
'Ak Saray' farkı: Erdoğan, halkla 150 metre mesafeden 'kucaklaştı' https://t.co/OdWEqYdaiK pic.twitter.com/1BT78cJ0oM
— Diken (@DikenComTr) October 29, 2015
Реджеп Тайип Эрдоган с балкона своего дворца приветствует стоящий за забором народ
НРП — кемалисты с левым уклоном
Турецкое наименование — Cumhuriyet Halk Partisi (CHP)
Народно-республиканская партия была основана ещё Мустафой Кемалем Ататюрком во времена Войны за независимость (1919-1923), но с тех пор претерпела много изменений и в нынешнем виде ведёт свою историю с 1992 года. На данный момент НРП является крупнейшей оппозиционной партией. В целом её можно охарактеризовать как левоцентристскую. НРП позиционирует себя как защитника идеалов кемализма, в том числе светского устройства государства, хотя по ряду вопросов, таких как курдская проблема, партия очевидно расходится с политикой НРП раннего республиканского периода. НРП пользуется особенно широкой популярностью у городского среднего класса, в академической среде, у крупных бизнес-династий, сформировавшихся в ранний республиканский период (в то время как новые бизнесмены из провинции чаще поддерживают ПСР), алевитского меньшинства. Лидер партии Кемаль Кылычдароглу известен хорошей репутацией, однако назвать его харизматичным и ярким публичным политиком достаточно трудно.
Kılıçdaroğlu Sakarya'da Miting Programlarına Devam Ediyor https://t.co/CvVhFJTWax pic.twitter.com/KPMdjujJvf
— Gazete Ada (@gazeteada) October 23, 2015
Кемаль Кылычдароглу на фоне символики НРП
ПНД — турецкие националисты
Турецкое наименование — Milliyetçi Hareket Partisi (MHP)
Крайняя правая Партия националистического действия была основана в 1969 году одним из идеологов турецкого национализма Альпарсланом Тюркешем. В прошлом ПНД известна активной борьбой с коммунистической идеологией в Турции, в том числе с применением насилия. Значительную роль в этой борьбе сыграла военизированная организация партии «Серые волки» (bozkurtlar — тур.). Электорат ПНД составляют избиратели, для которых принципиальное значение имеет роль турецкой нации в государстве и националистические принципы, лежащие в основе Турецкой республики. С точки зрения ПНД, в Турции нет курдской проблемы, а есть лишь проблема курдского терроризма, с которой нужно бороться соответствующими методами. Соответственно, запущенный ПСР процесс урегулирования курдской проблемы сторонники ПНД считают ненужными уступками террористам. Одним из ключевых пунктов предвыборной программы ПНД является восстановление порядка на юго-востоке страны, где на протяжении последних месяцев вновь идут столкновения правительственных сил с формированиями Рабочей партии Курдистана (РПК). Лидером партии на протяжении уже почти двух десятилетий является Девлет Бахчели.
Devlet Bahçeli 5. partiyi tarif etti https://t.co/OuTpl723ay pic.twitter.com/EnbgwHop5V
— Objektif Analiz (@objektifanalizz) October 20, 2015
Девлет Бахчели на фоне символики ПНД
ДПН — «хит сезона»
Турецкое наименование — Halkarın Demokratik Partisi (HDP)
Созданная всего три года назад Демократическая партия народов (ДПН) изначально являлась преимущественно этнической партией, ориентированной на курдов, и была представлена в парламенте лишь группой независимых депутатов. Однако к 2015 году партии удалось выйти за узкие этнические рамки и стать партией общетурецкого масштаба, существенно пополнив ряды своих сторонников за счёт всех тех, кто хочет видеть Турцию более либеральной и демократичной, но при этом не находит достаточно привлекательными программы НРП и других оппозиционных партий. В результате, на выборах 7 июня ДПН набрала 13% голосов, преодолев заветные 10%, что резко изменило расклад сил в парламенте.
ДПН активно выступает за права женщин, национальных и сексуальных меньшинств и многими воспринимается как носительница духа протестов в парке Гези, сотрясших Турцию летом 2013 года. При этом и многие курды, голосовавшие ранее за ПСР, как за партию, признавшую существование в стране курдской проблемы, теряют веру в мирные инициативы Эрдогана и разворачиваются в сторону ДПН. В росте популярности ДПН велика заслуга её молодого и харизматичного лидера, сопредседателя партии Селахаттина Демирташа.
Selahattin Demirtaş'tan Kılıçdaroğlu'yla görüşme sonrası ilk açıklama http://t.co/u1uocmsHFT pic.twitter.com/CRP4qVokyb
— soL Haber Portalı (@solhaberportali) October 16, 2015
Селахаттин Демирташ на фоне символики ДПН
Кто выбирает
В парламентских выборах 7 июня приняли участие 47,5 млн. из 56,6 млн. избирателей. Важной особенностью турецких выборов является большое число избирателей, проживающих за границей: 2,8 млн. Большая их часть приходится на страны ЕС, в первую очередь Германию. Среди них явка не так высока, но всё же на июньских выборах проголосовало более миллиона турок, проживающих за границей. Турецкие политические лидеры, включая Эрдогана, нередко участвуют в предвыборных митингах за границей, в частности, в Германии.
Результаты выборов 7 июня
По итогам выборов 7 июня ПСР набрала 40,8% голосов, НРП — 24,9%, ПНД — 16,2%, а ДПН — 13,1%. Тот факт, что ДПН удалось преодолеть 10%-й барьер, стал настоящей сенсацией июньских выборов. Было известно о растущей популярности ДПН, но до самого последнего момента ни у кого не было уверенности в том, что ей удастся пройти в парламент. Если для ДПН итоги выборов стали головокружительным успехом, то для ПСР они оказались, по сути, тяжёлым поражением. Несмотря на то, что ПСР набрала больше голосов, чем её конкуренты, ей удалось заполучить только 258 мест в парламенте, в то время как для того, чтобы самостоятельно сформировать правительство, нужно располагать по меньшей мере 276 мандатами. НРП досталось 132 кресла, ДПН — 80, ПНД — 80.
Руководство ПСР провело с остальными партиями переговоры о формировании коалиционного правительства, однако довольно скоро стало ясно, что договориться не получается. В августе Эрдоган реализовал прописанное в конституции право, объявив о решении провести досрочные парламентские выборы. Центризбирком назначил датой проведения повторных выборов 1 ноября.
Важным демократическим достижением выборов 7 июня стало то, что в парламент было избрано 96 женщин — рекордное количество в истории Турции.
За что идёт борьба
На парламентских выборах 2015 года решается в первую очередь вопрос о том, удастся ли Партии справедливости и развития сохранить монополию на власть. Ответ во многом зависит от того, сможет ли ДПН закрепить июньский успех и вновь преодолеть 10%-й барьер. Избирательная система Турции устроена таким образом, что создание правительства большинства невозможно в том случае, если более, чем три партии преодолели 10%-й барьер, но ни одна из них не набрала при этом более 43% голосов. Политика ПСР вызывает по разным причинам сильное отторжение примерно у половины населения страны и результаты июньских выборов сильно воодушевили противников ПСР, продемонстрировав реальную возможность её отстранения от власти.
Эрдоган стремится не просто сохранить за ПСР доминирующее положение, но и упрочить свою личную власть. В данный момент он занимает пост президента Турции, которая является парламентской республикой, то есть его роль в такой системе второстепенна по сравнению с ролью премьер-министра. Однако Эрдоган избирался на пост президента с нескрываемыми намерениями переписать конституцию под себя, сменив форму правления на президентскую республику. Для того чтобы иметь возможность изменения конституции посредством референдума, ПСР нужно было заполучить 330 из 550 мест в парламенте, а для того чтобы обойтись и без референдума — 367. Некоторые эксперты даже называли июньские выборы «референдумом по Эрдогану». И учитывая относительно слабые показатели ПСР на июньских выборах, на повторном «референдуме» 1 ноября, скорее всего, снова прозвучит ответ «нет».
Ключевой проблемой, стоящей перед Турцией, является курдский вопрос, и методы его решения будут в значительной степени зависеть от того, кто окажется у власти по итогам выборов. Несмотря на то, что Эрдоган, пытаясь привлечь на свою сторону националистически настроенную часть электората, в последнее время ведёт достаточно жёсткую политику в отношении курдов, сохранение ПСР монополии на власть является не самым пессимистичным сценарием для курдского меньшинства, ведь именно ПСР начала процесс мирного урегулирования. Создание же коалиции с участием ПНД поставит под угрозу возможность каких-либо компромиссов с курдами.
Не последнюю роль играет и экономический фактор. Исход выборов будет иметь определённое влияние на то, сможет ли страна справиться с текущими экономическими проблемами. Несмотря на то, что к экономической политике ПСР есть немало вопросов, существуют справедливые опасения в том, что создание коалиционного правительства приведёт к политической и экономической нестабильности, подобно тому, как это было при коалиционных правительствах, находившихся у власти в 90-е годы, а также затруднит реализацию крупных инфраструктурных проектов, таких как третий аэропорт Стамбула, Стамбульский канал, третий мост через Босфор, газопровод «Турецкий поток» и др.
Каковы прогнозы
Среди экспертов преобладает мнение, что результаты выборов 1 ноября не будут значительно отличаться от результатов выборов 7 июня. Соответственно, партиям придётся либо всё-таки идти на компромиссы для формирования коалиционного правительства, либо назначать ещё одни досрочные выборы, теперь уже на 2016 год — такой вариант, например, озвучил недавно зампредседателя ПСР Мехмет Али Шахин. Не исключено и формирование правительства меньшинства. Одним из наиболее благоприятных вариантов коалиции считается коалиция НРП и ПСР — это позволило бы значительно снизить уровень напряжённости в стране.
Здесь нужно отметить, что выборы пройдут в крайне напряжённой обстановке насилия, террора и идеологического противостояния. В последние месяцы страну потрясли теракты, значительную часть жертв которых составили активисты алевитских, левых, прокурдских организаций, в том числе партии ДПН. Так, в результате взрыва, осуществлённого 20 июля террористом-смертником в городе Суруч на юго-востоке страны на митинге «Социалистической партии угнетённых» (Ezilenlerin Sosyalist Partisi — тур.), посвящённом вопросам помощи сирийскому городу Кобани, пережившему осаду ИГИЛ, погибли 34 человека, более 100 получили ранения. Именно после этого теракта на юго-востоке страны возобновились после двухлетнего перемирия столкновения курдских боевиков с полицией и военными. За это время погибли более 150 сотрудников турецких силовых структур и несколько сотен (точная статистика недоступна) бойцов РПК. А 10 октября на митинге в поддержку мира, проходившем в Анкаре, произошёл крупнейший за всю историю Турции теракт, жертвами которого стали более 100 человек — активисты профсоюзов, различных организаций гражданского общества, а также партии ДПН. Власти утверждают, что за взрывом могли стоять как ИГИЛ, так и РПК и даже малочисленная турецкая леворадикальная организация «Революционная народно-освободительная партия-фронт» (Devrimci Halk Kurtuluş Partisi-Cephesi, DHKP-C — тур.). Оппозиция, напротив, убеждена, что вина за случившееся однозначно лежит на властях, которые, если и не являлись непосредственным организатором теракта — такие версии тоже есть — то по крайней мере, не обеспечили должным образом безопасность митинга, проходившего в самом центре столицы, в нескольких километрах от штаб-квартиры Национальной разведывательной организации (MİT — тур.). Эти события могут оказать влияние на окончательное решение избирателей.
Взрыв на митинге в Анкаре
Учитывая богатую военными переворотами и примерами ожесточённого гражданского противостояния историю Турции, нельзя исключать и радикальных сценариев развития событий во время или после выборов, таких как дальнейшая эскалация насилия, в первую очередь на юго-востоке, и введение военного положения в некоторых районах страны или повсеместно.
Значение выборов для Ближнего Востока и России
Хотя внешнеполитические проблемы не играли большой роли в предвыборных программах турецких партий, исход выборов имеет большое значение не только для ситуации внутри страны, но и для внешней политики Турции. За время нахождения ПСР у власти Турция испортила отношения со многими соседями, сильнее всего — с Сирией. Эрдоган настроен в отношении режима Башара Асада ещё более радикально, чем страны Запада и монархии Персидского залива. Практически с самого начала гражданской войны Турция оказывала поддержку группам вооружённой оппозиции, в том числе радикальным исламистам. Помимо задачи свергнуть Башара Асада в сирийской политике Эрдогана просматривается стремление предотвратить усиление сирийских курдов, вследствие чего Турция на данный момент фактически не ведёт военных действия против главного врага сирийских курдов — ИГИЛ. Турция рассорилась и с Египтом, после того как там были отстранены от власти идеологически близкие ПСР «Братья мусульмане» и президент Мухаммед Мурси. Эрдоган считает новые египетские власти военной хунтой и не желает иметь с ними никаких дел. Сильно осложнились в последние годы и отношения Турции с Израилем в связи с активной пропалестинской позицией Турции. Критической точкой этих отношений стал инцидент с судном «Мави Мармара» в 2010 году. В случае формирования коалиционного правительства внешняя политика Турции по всем этим направлениям может стать значительно более сбалансированной.
Вместе с тем, именно в правление ПСР российско-турецкие отношения, в первую очередь экономические, развивались наиболее активно. На данный момент Турция является вторым крупнейшим покупателем российского газа после Германии, ежегодно принимает миллионы российских туристов, экспортирует в Россию одежду, продукты питания и другие товары, турецкий бизнес ведёт в России активную деятельность, особенно в сфере строительства. Россия собирается строить на юге Турции атомную электростанцию, а также ведёт переговоры по проекту нового трубопровода под названием «Турецкий поток», по которому та часть газа, которая идёт в Турцию транзитом через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию, пойдёт сразу в Турцию по дну Чёрного моря. Кроме того, этот трубопровод, возможно, будет использоваться для поставок газа в Европу в обход Украины, хотя на данный момент об этом нельзя говорить с уверенностью, как и о том, будет ли он вообще построен. Именно сложную политическую ситуацию в Турции называют одной из причин того, что переговоры по проекту на данный момент фактически заморожены. Результаты выборов, скорее всего, внесут ясность в судьбу «Турецкого потока».
В связи с успешным развитием двусторонних экономических отношений, Россия всегда была заинтересована в том, чтобы ПСР оставалась у власти. Основным серьёзным расхождением российских и турецких властей было и остаётся отношение к сирийскому вопросу. И если до начала прямого российского военного вмешательства в Сирии Турции и России удавалось не смешивать политику и экономику, то после того как Россия активизировала военные действия в Сирии, риторика Анкары ужесточилась. В частности, Эрдоган заявил о том, что Турция может найти замену как российскому газу, так и российским ядерным технологиям. На практике и то, и другое в ближайшей перспективе не так-то легко осуществить, но повышение напряжённости в отношениях очевидно. Так или иначе, итоги выборов, как в плане того, кто окажется у власти, так и в плане того, стабилизируется ли внутриполитическая ситуация в Турции, будут иметь большое значение как для российской власти и госкорпораций, подписывающих контракты и делящих газовые прибыли, так и для рядовых граждан, зависящих от формируемого газовыми прибылями бюджета и привыкших отдыхать на близких, доступных и безопасных турецких курортах.
Максим Красиков