Автор: Данила Петров
В сентябре прошлого года известный всему миру китайский режиссер Чжан Имоу («Герой», «Дом летающих кинжалов») представил на Венецианском кинофестивале свой новый фильм – «Тень». Приехал он на второй по значимости киносмотр мира впервые за почти двадцать лет. И также как и ранее, когда он в нём участвовал, увёз с него награду. Так же, да не совсем… Приз он получил не за «Тень», которую показывали вне конкурса, а за вклад в кинематограф, внесённый за более чем тридцатилетнюю карьеру.
Вручая Имоу премию Jaeger-LeCoultre Glory, организаторы кинофестиваля, конечно же, подразумевали фильмы, которой тот снял уже 15 с лишним лет назад, однако и то, с чем Чжан Имоу приехал в Венецию оказалось в итоге вовсе не проходным фильмом. Во-первых, в «Тени» Чжан впервые более чем за десять лет вернулся к жанру фильмов о боевых искусствах уся, который и принёс мировую известность китайскому постановщику. А, во-вторых, он наконец прервал череду творческих и кассовых неудач, самыми серьёзными из которых стали «Цветы войны» с Кристианом Бэйлом и «Великая стена» с Мэттом Дэймоном.
В «Тень», к счастью, голливудские звёзды приглашены не были, да и сделать это было бы проблематично – фильм является очередной адаптацией сюжета классического романа «Троецарствие» (адаптацией, впрочем, довольно вольной – имена и характеры персонажей в фильмы отличаются от исторических, так что китайские интернет-пользователи ожесточённо спорят, сопоставляя героев фильма с их прототипами). По сюжету правитель царства Пэй оказывается более предрасположен к наслаждению музыкой и каллиграфией, чем к борьбе за принадлежавшую ему раньше крепость Цзинчжоу, захваченную превосходящим по силам противником. Однако Военачальник царства Пэй считает такое отношение трусостью и готовит план возвращения Цзинчжоу за спиной своего повелителя. Получив серьёзное ранение в одной из прошлых битв, он сам драться оказывается не совсем готов, и потому вместе со своей супругой-союзницей использует Тень – своего двойника, выходящего вместо него в свет.
«Тень», прежде всего, примечательна наличием нескольких визуальных и сюжетных «аттракционов». Первый из них и довольно традиционный для фильмов Чжан Имоу, снятых в нынешнем новом столетии – это постановка боевых сцен, уровень которых в «Тени» соответствует стандарту, заданному его лучшими работами. Для фильма был даже придуман совершенно новый вид оружия – зонт, состоящий из нескольких десятков клинков. Именно эти зонтики и поражающие своей изобретательностью способы их использования являются тем, что гарантированно останется в памяти после просмотра фильма.
Также внимание приковывает к себе уже упомянутый ранее двойник, за которым интересно наблюдать как с кинематографической, так и с культурологической точки зрения. Военачальника Пэй и его Тень, как обычно бывает в таких случаях, играет один и тот же человек, а именно Дэн Чао («Русалка», «Гуру расставаний», «Детектив Ди»), едва ли не самый популярный актёр Китая последних лет. И делает это так хорошо, что, несмотря на заложенную в сценарии внешнюю схожесть двух персонажей, воспринимаются они как абсолютно разные герои. В образе военачальника чувствуется некоторая усталость от жизни, в фигуре двойника – мощная энергия молодости, пробивающаяся даже сквозь трагические обстоятельства знакомства с генералом.
К тому же на теме двойников в «Тени» нужно остановиться отдельно и потому, что, по словам Чжан Имоу, китайская культура долгое время обходила стороной этот мотив. Чжан решил устранить этот пробел и показал китайский взгляд на этот вопрос. В целом, в западной культуре образ двойника чаще всего представляет собой скрытые пороки человека. Тень же военачальника Пэй является, скорее, положительной версией своего хозяина и его заложником (опять же в противовес европейской интерпретации, где двойник наоборот является незваным гостем, приносящим хаос).
Тема двойников заложена уже в оригинальном названии картины (影, ин), которое можно перевести и как «тень», и как «отражение». Вообще, китайское название фильма практически сразу заставляет обратить на себя внимание – уж крайне редко можно встретить киноленту, озаглавленную одним иероглифом. Это в то же время даёт богатую почву для различных интерпретаций. Ведь 影– это ещё и тусклый блёклый цвет, который сопровождает зрителя на протяжении всего фильма и является едва ли не главным визуальным элементом. Фильмы Чжан Имоу всегда славились обилием и смешением ярких цветов. Здесь же цветовая гамма составлена полностью из палитры серых цветов – по признанию Имоу, этим он хотел выразить отсутствие в нашем мире чёрного и белого, строго положительного и строго отрицательного. Такое авторское решение было принято режиссёром под влиянием традиционной китайской живописи гохуа. В целом, весь фильм становится очередным признанием в любви режиссёра к китайскому искусству – фильм фактически открывается музыкальным номером, исполненном на гуцине, этот инструмент затем будет напоминать о себе в ключевые моменты. Тронный же зал вана (одна из важнейших локаций фильма) щедро увешан каллиграфическими полотнами гигантских размеров.
Мы, пожалуй, избежим совсем уж синефильской интерпретации о том, что в названии фильма Чжан Имоу зашифровал некое высказывание о кино (电影, дяньин), как о главном современном виде искусства. Благо есть и другие трактовки, куда более любопытные. Например, сложно не заметить созвучие 影(ин) и 阴(инь) – обобщённым названием тёмного женского начала. Чжан Имоу, особенно на раннем этапе своей карьере, обогатил китайское кино множеством глубоких женских персонажей. И хотя в «Тени» основное внимание уделено мужским персонажам (хотя, стоит признаться, большинство из них не ушли далеко от стереотипных китайских героев), это не помешало режиссеру вложить в фильм феминистский посыл – в одной из самых красивых сцен фильма практически напрямую говорится, что как минимум, в боевых искусствах женская энергия куда сильнее мужской, и мужчинам лучше бы поучиться у них.
Однако несмотря на все перечисленные достоинства фильма, «Тень» довольно сложно назвать действительно впечатляющим фильмом. Причинами тому являются шаблонные персонажи, а также сюжет, который поначалу даёт надежды на какие-то необычные ходы (особенно интересно поначалунаблюдать за инфантильным правителем, желающем устраниться от управления государством для того, чтобы полностью придаться эстетическим усладам), но в итоге сводится лишь к типичному для жанра собранию «многоходовочек», взаимных уловок и срываний масок – это, конечно, эффектно, но со смысловой точки зрения мало что добавляет картине. Помимо этого, такой подход не нов даже для адаптаций «Троецарствия» – подобные иллюстрации китайских стратегем мы могли видеть, например, в «Битве у Красной скалы» Джона Ву.
Эти недостатки не помешали фильму Чжан Имоу получить довольно благосклонный приём у себя на родине. Через неделю после премьеры в Китае в широкий прокат по всей стране была также выпущена документальная лента, рассказывающая о процессе создания «Тени» (этот фильм о фильме уже можно найти и на YouTube) – честь, которой удостаиваются единицы. Кроме того, на главной кинопремии Поднебесной картина Имоу получила целую дюжину различных номинаций – больше, чем у кого-либо ещё. Однако заграницей его новые фильмы уже не встречают с таким восторгом, и в Китае это понимают – вместо «Тени» на «Оскар» от Китая отправили «Потерянного человека» более актуального сегодня режиссера Цзян Вэня. Мир изменился, время прошло. Сегодня Чжан Имоу уже не воспринимается так, как воспринимался во время его первых показов на Венецианском кинофестивале –в глазах общественности он больше не автор остросоциальных фильмов из экзотической страны, но классик мирового кино, чьи прошлые работы проторили путь китайскому кино на Запад.