В кинематографе Южной Кореи достаточно большое внимание всегда уделялось отношениям между РК и КНДР. Однако в период жесткого государственного контроля кинопроизводства образ КНДР и ее граждан в южнокорейском кино был однозначно негативен. Фильмы на политические темы, произведенные в 2000-ые годы, заметно отличаются от фильмов предыдущего периода. Так, если вплоть до середины 1990-ых годов во всех южнокорейских фильмах северокорейцы представали исключительно безжалостными и неспособными вообще ни на какие чувства, то в последние 15 лет, после демократизации, произошедшей в сфере южнокорейской киноиндустрии в 1990-ые годы, образ Северной Кореи и ее жителей на южнокорейском экране существенно изменился. Первым фильмом, в котором нашли отражение эти изменения, стал выпущенный в 1999 году фильм режиссера Канг Чже Гю "Свири" (другой вариант русскоязычного названия – "Шири"). Главная героиня фильма – северокорейская шпионка, влюбившаяся в южнокорейского спецагента – показана не как безжалостная убийца, а как девушка, способная искренне любить. Влюбленные друг в друга агенты противоборствующих спецслужб становятся заложниками обстоятельств.
Вслед за "Свири" было выпущено немало южнокорейских фильмов, в которых северные и южные корейцы влюбляются, становятся друзьями, испытывают друг к другу простые человеческие чувства. Причем чаще всего их отношения находятся под угрозой из-за независящих от них обстоятельств: из-за того, что они являются гражданами противоборствующих государств, сотрудниками противостоящих разведслужб. Так, например, герои вышедшего на экраны в 2000 году фильма режиссера Пак Чхан Ука "Объединенная зона безопасности" – четверо пограничников, несущих службу в демилитаризованной зоне между Северной и Южной Кореей, – по воле случая становятся друзьями. Но эта дружба становится невозможной, когда о ней узнает начальник северокорейцев: все заканчивается перестрелкой, в ходе которой погибает один южнокорейский солдат и один северокорейский. В выпущенном в 2010 году фильме Хон Чжана "Тайное воссоединение" речь идет о двух разведчиках (со стороны РК и КНДР), которые после отстранения от службы сближаются и становятся настоящими друзьями. Но их дружбе мешают внешние обстоятельства, в частности, то, что они когда-то были сотрудниками спецслужб Южной и Северной Кореи.
Все вышеуказанные фильмы можно отнести к жанру триллеров, "Свири" и "Тайное воссоединение" являются шпионскими триллерами. В основе сюжетных линий всех трех фильмов лежит ситуация, в которой теплым отношениям рядовых южнокорейцев и северокорейцев и их личному счастью мешают внешние обстоятельства, точнее, их принадлежность к противостоящим РК и КНДР. "Свири" и "Объединенная зона безопасности" стали лидерами южнокорейского проката в 1999 и 2000 годах соответственно, фильм "Тайное воссоединение" занял второе место по количеству кассовых сборов среди южнокорейских фильмов в 2010 году. Это свидетельствует об успехе рассматриваемых кинокартин у южнокорейского массового зрителя. Южнокорейцы симпатизируют главным героям, раздираемым внутренними конфликтами и лишенным личного счастья из-за того, что Корейский полуостров разделен на две части. Конфликт между личными чувствами героев и их принадлежностью к противостоящим государствам, по всей видимости, близок и понятен южнокорейской аудитории. "Свири", "Объединенная зона безопасности" и "Тайное воссоединение" демонстрируют зрителю, что, если бы не противоречия на государственном уровне, южнокорейцы и северокорейцы вполне могли бы мирно сосуществовать.
Интересно, что в 2013 году Южная Корея выпустила рекордное число фильмов, главными героями которых являются северокорейские шпионы: "Тайная миссия", "Выпускник", "Подозреваемый", "Берлинское дело" и "Красная семья". Это свидетельствует о стремительном росте популярности темы КНДР как среди южнокорейских кинематографистов, так и среди зрителей. Скорее всего такое стремительное повышение интереса к теме КНДР вообще и северокорейских шпионов в частности вызвано изменениями, произошедшими на Корейском полуострове в последние пару лет, прежде всего, приходом к власти в КНДР Ким Чен Ына и обострением отношений между Северной и Южной Кореей. Непредсказуемость настоящей ситуации позволяет режиссерам использовать фантазию, а общественный интерес к теме отношений РК и КНДР является залогом успеха фильмов данной тематики у южнокорейской аудитории. Стоит отметить, что в фильмах "Тайная миссия" и "Выпускник" главные роли сыграли популярные в молодежной среде молодые актеры, известные прежде всего по южнокорейским телесериалам, так называемым дорамам, а также по своему музыкальному творчеству.
Например, Ким Су Хён (дорама "Одержимые мечтой", фильм "Воры"), Пак Ки Ун (дорама "Мститель в маске"), Ли Хён У (дорама "Для тебя во всем цвету") сыграли в фильме "Тайная миссия"; а Чхве Сын Хён, сыгравший главную роль в фильме "Выпускник", является популярным певцом, выступает под псевдонимом T.O.P. Решение взять именно этих актеров на главные роли, безусловно, пришло создателям фильмов не случайно – таким образом они смогли привлечь к кинокартинам внимание молодой южнокорейской аудитории, которая не застала ни Корейскую войну, ни период военной диктатуры и жесткой антикоммунистической пропаганды в РК.
Все выпущенные в 2013 году фильмы продолжают тенденцию гуманизации образа северокорейцев в южнокорейском кино. Так, герои "Тайной миссии" – шпионы, отправленные северокорейским командованием в тихий городок в Южной Корее – быстро находят общий язык с местными жителями и сближаются с ними. Режиссер фильма сказал, что "хотел подчеркнуть их человеческие качества, а не изобразить их в качестве орудия приведения в действие политических замыслов".
Главный герой "Выпускника" становится шпионом ради спасения своей младшей сестры из северокорейского трудового лагеря, а затем, уже в РК, влюбляется в свою одноклассницу, которую зовут так же, как его сестру. Герои "Берлинского дела" – северокорейский разведчик и его жена – находятся в Берлине, северокорейское командование поворачивается к ним спиной, и они пытаются получить поддержку РК. В "Подозреваемом" главный герой делает все, чтобы отомстить за смерть жены и дочери. Таким образом, северокорейские шипоны во всех вышеперечисленных кинолентах выглядят людьми, для которых крайне важны семейные ценности. Они испытывают искренние чувства и, оказавшись в Южной Корее, довольно легко находят общий язык с ее жителями. Подобные кинофильмы были бы немыслимы еще 20 лет назад. Сегодня некоторые кинокритики даже высказывают мнение о том, что южнокорейские кинорежиссеры делают своих героев "слишком человечными".
"Как один" – еще один фильм, который вписывается в тенденцию гуманизации образа северокорейцев на южнокорейском экране и подчеркивает сходства между южнокорейцами и северокорейцами. Однако мы считаем целесообразным рассматривать его отдельно от вышеперечисленных кинофильмов в силу того, что "Как один" отличается от них по жанровым характеристикам – это спортивная драма, а не шпионский триллер. Кроме того, "Как один" основан на реальных событиях, в отличие от рассмотренных выше кинокартин, являющихся плодами фантазии режиссеров и сценаристов. Сюжет фильма основан на событиях 1991-го года, когда объединенная команда Северной и Южной Кореи победила на чемпионате мира по настольному теннису в Японии. По ходу развития сюжета спортсменки команд РК и КНДР преодолевают недопонимания и разногласия, возникающие между ними из-за разницы в менталитетах, и становятся друзьями. В реальности лидер команды РК Хюн Чжон Хва и лидер сборной КНДР Ри Бун Хве действительно подружились за время совместных тренировок, однако после выступления на чемпионате в 1991 году они виделись лишь однажды – в статусе соперниц на другом чемпионате в 1993 году. Северокорейское правительство не дало разрешения на их неформальную встречу. "Как один" – это история о локальном объединении Северной и Южной Кореи, которая показывает, что объединение (пусть всего лишь в качестве единой сборной по настольному теннису, а не целой страны) возможно. И, хотя очевидна разница в восприятии северными и южными корейцами окружающего мира в силу условий, в которых живут и те, и другие, они могут понять друг друга и продуктивно взаимодействовать.
Все рассмотренные в данной статье фильмы показывают, что северокорейцы и южнокорейцы, хотя и будучи гражданами разных государств, все равно являются частью единого еще несколько поколений назад народа, говорят на одном и том же языке и испытывают одни и те же человеческие чувства. Режиссеры рассмотренных фильмов демонстрируют зрителям, как северокорейцы могут органично вписываться в южнокорейские реалии, и стремятся подчеркнуть сходства между южанами и северянами, а не различия. Эти сходства, судя по кассовому успеху кинокартин, очевидны не только кинематографистам, но и большей части южнокорейской аудитории. Новый южнокорейский кинематограф, таким образом, уделяет большое внимание поиску национальной идентичности северокорейцев и южнокорейцев, и указывает на факторы, объединяющие жителей Севера и Юга, несмотря на то, что они живут в совершенно разных условиях и по-разному смотрят на мир.
Александра Урман