Кукольный театр так или иначе представлен во многих культурах Востока: в Индии, Бирме, Китае, Японии, Таиланде (и этот перечень можно продолжить) существуют различные традиции кукольных спектаклей. Сегодня мы решили рассказать о наиболее известной из них – яванской.
Самый древний из многочисленных видов индонезийского театра – театр теней, или ваянг-кулит (яв. wayang – тень). Считается, что теневой театр был заимствован из Южной Индии. Закрепился он главным образом на Яве, а также на соседних Бали и Ломбоке, так как именно на эти острова индийская культура оказывала наибольшее влияние. Первые упоминания о ваянге встречаются в яванской эпиграфике IX в. Индуизм и другие аспекты индийской культуры на территории Явы усваивались «сверху вниз» – воспринимались аристократией и уже через неё транслировались населению. Подобным образом распространился и ваянг. Изначально исполнители ваянга были выходцами из Индии и содержались при дворах яванских правителей, но постепенно ваянг становился популярным в народе: сельские сказители заимствовали технику ваянга у придворных актёров для иллюстрации своих историй.
Сюжеты пьес (лаконов) ваянга крайне разнообразны. Существует цикл лаконов, в основе которого лежат древнеиндийские «Махабхарата» и «Рамаяна». Другие пьесы рассказывают о богах древнеяванского и индийского пантеонов, о событиях яванской истории, а самые поздние затрагивают колониальную тематику. Традиционно представления проходят на яванском языке с включением в текст некоторых элементов на кави (древнеяванском литературном языке, представляющем собой смесь древнемалайского с санскритом). В настоящее время пьесы исполняются и на индонезийском языке, а иногда и на английском, и являются в большей степени забавой для туристов, чем «настоящим» ваянгом.
Попробуем разобраться, как же проходят сами представления.
Специальных помещений для театра не существует – представления ваянга всегда исполняются в частных домах. Обычно спектакль длится приблизительно девять часов: начинается после заката и завершается к рассвету. Подготовка к представлению начинается с самого утра. Во дворе (или в проходе между внутренними помещениями дома и верандой) устанавливается белый экран. По одну его сторону вешается лампа: с этой стороны, под лампой, сидит даланг – кукловод, сказитель и дирижёр, проводящий представление. Интересно то, что зрители могут находиться по обе стороны экрана: традиционно со стороны даланга представление смотрят мужчины, а с противоположной стороны располагаются женщины. Таким образом, со стороны мужчин видны цветные куклы на фоне белого экрана, а женщины наблюдают чёрно-белые теневые силуэты. Однако в настоящее время традиция подобного разделения зрителей соблюдается нечасто.
Кроме даланга в представлении обязательно принимает участие оркестр – гамелан, который состоит из национальных яванских инструментов. Нужно сказать, что уху европейца приходится немало потрудиться, чтобы привыкнуть к яванской музыке и научиться находить в ней гармонию и красоту.
В работе даланга и гамелана нужна особая слаженность, поэтому обычно каждый даланг выступает с одним и тем же оркестром. Также у даланга есть помощник-ученик, подающий кукол во время представления. Профессия даланга – сложное, тонкое искусство, требующее многих лет подготовки. Даланг должен владеть яванским языком со всеми его стилями и уровнями вежливости, должен знать множество сюжетов, а также литературных источников, на которых эти сюжеты основаны, должен помнить биографии персонажей, обладать гибким голосом, чувством времени и умением импровизировать, должен владеть искусством кукловождения, в котором каждый жест – символ. Недаром должность даланга была одной из самых высоких должностей при дворах яванских правителей.
Куклы для представлений ваянг-кулита делаются из шкуры буйвола (малайск. kulit – кожа). Подвижны у кукол только руки (обе или всего одна). Технология изготовления очень сложна и требует большого мастерства: силуэт куклы, форма рук, резьба и цвета имеют смысловое значение в представлении.
Представления ваянга всегда имели сакральный, магический характер, и потому не исполнялись без повода, только ради развлечения, а сопровождали какие-либо знаменательные события в жизни общества или отдельного человека. Без ваянга раньше не обходились ни смена правителя, ни начало войны, ни её окончание, ни сбор урожая в деревнях. Сейчас хозяин дома приглашает исполнителей ваянга, когда в жизни его семьи случается, например, свадьба, рождение ребёнка или, напротив, болезнь, какое-либо несчастье. Также принято устраивать представление во время беременности женщины, на седьмом месяце. Пьеса выбирается таким образом, чтобы главный её герой являлся олицетворением тех качеств, которые родители хотели бы видеть в своём ребёнке.
Кроме того, ваянг всегда служил своеобразным учебником жизни, формируя мировоззрение и передавая из поколения в поколение знания об устройстве мира, социальных нормах и традициях.
Как уже было сказано, ваянг-кулит – наиболее древняя разновидность кукольных представлений Индонезии. Впоследствии на её основе развились и другие формы театра кукол. Интересно, что, хотя ни одна из них не является теневой, в их названиях также фигурирует слово «ваянг». Этот факт подтверждает их вторичность по отношению к ваянг-кулиту: ко времени их появления термин «ваянг» уже чётко ассоциировался с кукольными представлениями.
Ваянг-клитик (или ваянг-кручил), как и ваянг-кулит, – театр плоских кукол, однако представления ваянг-клитик – не теневые, то есть проходят без использования экрана. Куклы ваянг-клитика вырезаются из деревянных дощечек.
Ваянг-голек – театр объёмных кукол. Он наиболее популярен на западе Явы.
Кроме того, существует театр картин на бумаге – ваянг-бебер. Даланг постепенно прокручивает перед зрителями свитки с изображениями, которые сопровождают и дополняют его рассказ.
Также существуют две разновидности театра живых актёров: ваянг-вонг (ваянг-оранг) и ваянг-топенг. Последний отличается тем, что актёры в течение всего представления носят маски, а все реплики за них произносит даланг.
Каждая из перечисленных форм театральных представлений по-своему уникальна и, несомненно, заслуживает внимания, однако наиболее популярным всё же является ваянг-кулит – ярчайший культурный феномен Индонезии.
Заинтересовавшимся читателям не составит труда найти в сети самые разнообразные видеозаписи, касающиеся ваянга, – от невнятных тридцатисекундных отрывков до многочасовых фильмов. Мы предлагаем к просмотру небольшой ролик, который, как нам кажется, поможет составить наиболее целостную картину.
Анна Гладкова