В эпоху Токугава пожары в столице были обычным явлением. Кривые узкие улицы, плотно застроенные деревянными зданиями, превращали даже небольшое возгорание в настоящую катастрофу.
Первый крупный пожар в столице, положивший начало образованию системы коллективной противопожарной безопасности, случился в 1641 году. После него правительство составило список из 16 княжеств и велело им выделить людей для борьбы с пожарами. В результате образовалось 4 отряда, в каждом из которых было по 420 человек. Эти отряды стали называть хикэси (яп. 火消), что означает «гасящие огонь». Каждый такой отряд делился на группы. В обязанности группы входило патрулирование своей территории, предотвращение возможного возгорания и борьба с огнем. Каждый отряд работал по 10 дней, а после окончания дежурства отдыхал в течение 30 дней.
Самый трагический пожар в эпоху Токугава произошел в 1657 году. Общее число жертв, по разным оценкам, составило около 108 тысяч человек. Огонь уничтожил более 160 усадеб удельных князей, 770 усадеб, 350 храмов и более 48 тысяч городских домов. Почти полностью сгорел и недавно реконструированный замок Эдо.
Такие ужасные последствия показали общую слабость коллективной противопожарной системы. Она была полностью изменена: теперь в столице построили четыре пожарные станции, во главе которых поставили начальников в ранге хатамото (самураи в прямом подчинении сёгуната Токугава) и выделили им бюджет для найма горожан. Вопросами защиты города от огня отныне занимались чиновники бакуфу и триста рядовых пожарных-разнорабочих из числа горожан. В дальнейшем число станций увеличилось до 48 общей численностью приблизительно в 10 тысяч человек. При каждой станции был сформирован пожарный отряд, получивший обозначение в виде знака японской слоговой азбуки и собственную униформу.
В то время профессия пожарного была не очень почитаема, поэтому городские власти поначалу нанимали людей из самых низов общества, в основном не принадлежащих ни к одному из официально признанных классов. Наряду с официальными пожарными-профессионалами были и нанимаемые горожанами любители. Очень часто они вступали между собой в стычки за право потушить пожар, так как за это было положено вознаграждение.
Инвентарь для тушения пожаров состоял из лестницы, багра и сигнального вымпела матои (яп.纏). Матои представлял собой шест высотой 1,5-2 метра с устойчивым основанием и яркой эмблемой отряда. Также в арсенале пожарных были ручные насосы, правда, не очень эффективные. Британский ботаник Роберт Форчун писал: «Эти насосы представляют собой самое слабосильное приспособление из когда-либо виденных мной; напор воды в брандспойте вряд ли превосходит игрушечный водяной пистолет и недостаточен даже для полива грядок».
Основным способом тушения пожара было обрушение горящего здания, а иногда и соседнего с ним. Неудивительно, что многие жители недолюбливали хикэси. После того как старший отряда определял зону пожаротушения, «лестничные» взбирались на крыши домов и разбивали черепицу. Следом за ними шли носильщики сигнальных вымпелов. Они взбирались на крышу и устанавливали матои, тем самым показывая сферу ответственности группы. После этого «багорные» обрушивали часть здания, не давая огню двигаться дальше.
Пожарные носили двусторонние накидки из плотной хлопчатобумажной ткани, хорошо впитывавшей воду — перед тушением огня их смачивали. Когда влага с внешней стороны испарялась, и ткань начинала нагреваться, накидку надевали наизнанку. Отделка и символы на одежде служили для идентификации пожарной команды, к которой принадлежал владелец. Нередко пожарные, чтобы продемонстрировать свою храбрость, делали татуировки по всему телу. Частыми мотивами были цветы, драконы и тигры. Сейчас и сами хикэси стали популярным мотивом среди любителей татуировок.
Каждый год в Токио в рамках уличных фестивалей устраиваются показательные исторические представления, в ходе которых наследники старых обычаев демонстрируют акробатическую технику тушения пожаров, использовавшуюся в течение двухсот лет феодальной истории Японии.
Николь Сукиасянц